Продолжаю публиковать работу по игре клинка. Я не планировал публиковать эту часть, пока не будет готов иллюстративный видеоматериал по предыдущей публикации, но по разным причинам он запаздывает, так что придётся разместить всё как есть, и сосредоточить усилия на работе над видеороликами.
Перехваты
Перехваты как самостоятельные элементы используются редко. В самом простом случае, перекладывание оружия из руки в руку и будет перехватом. Отличительной особенностью перехватов является то, что в течение всего исполнения одна из рук (или обе сразу) каким-либо образом придерживает оружие. Т.е. при перехватах отсутствует фаза полёта оружия.
Перехват в описанной выше простой форме не представляет интереса для исполнителя и не добавляет зрелищности. Это привычное движение и ему не нужно специально учиться. Поэтому в художественном владении оружием имеют дело с перехватами, выполняемыми в темп с предыдущим и последующим элементом игры клинка. Основным требованием к таким перехватам является возможность сохранения инерции вращающегося оружия в процессе исполнения. Вообще, перехват невращающегося оружия является нехарактерным элементом и исполняется крайне редко (в основном, как элемент салюта).
Перехваты, при которых происходит смена рук, различаются по положению кистей в ключевой фазе (когда оружие держат обе руки и происходит собственно передача его из одной в другую). Существует всего два типа таких перехватов – открытый (фольклорное название «бабочка») и закрытый (фольклорное название «краб»). Их обычное исполнение представлено на рисунках.
Для открытого исполнения возможны прямая (руки на среднем уровне ладонями вверх) и обратная (руки на уровне глаз, перекручены, ладони вверх) формы.
Кроме того, оба варианта перехватов можно исполнять за спиной.
Легко заметить, что подобные перехваты можно вставить в любое вращение, и при смене рук оно не изменится. Этим можно пользоваться при необходимости совершения сложных манёвров корпусом при сохранении вращения, например, при развороте на 360о.
Перехват, направленный на смену хвата в одной руке так же выполняется с вращения. Существуют два способа исполнения этого элемента. Либо оружие прокручивается в пальцах, они поочерёдно перехватывают оружие меняя хват, либо оружие прокручивается на раскрытой ладони на 180о. Во втором случае ладонь на мгновение полностью разжимается, и оружие за счёт набранной инерции делает проворот на ладони.
Первый вариант не подходит для древкового оружия и оружия со значительным весом, который тяжело контролировать пальцами.
Перебросы
Развитием перехватов являются перебросы. Если при исполнении обычных перехватов добавить фазу полёта, т.е. просто подбрасывать оружие, то мы получим перебросы с вращением на 180о. Формы перебросов очень многообразны, однако наиболее распространены именно те, которые образованы от соответствующих перехватов. Дело в том, что они так же позволяют сохранить инерцию вращения оружия, а, следовательно, не прерывать исполнение связки.
Развитием открытого перехвата будет фронтальный переброс, а закрытого — фронтальный переброс с ребра ладони.
Так как во время переброса имеется фаза полёта оружия, то её можно использовать для выполнения различных манёвров телом, усиливая зрелищный эффект, либо добиваясь каких-то специальных целей. Например, таким образом можно сменить плоскость вращения, просто довернувшись во время переброса нужным образом[1].
Обычно, перебросы выполняются в вертикальных или сагиттальных плоскостях, однако, горизонтальные перебросы так же возможны.
Зачастую, зрелищный эффект перебросов усиливается за счёт увеличения числа оборотов меча в фазе полёта. Как элементы особой «лихости» зачастую используются формы подбрасывания меча из-под ноги, из-за спины вперёд, с кувырка и прочее. Различные идеи о всевозможных способах перебросов и маневров телом во время полёта меча можно почерпнуть из художественной гимнастики, переработав их элементы в фехтовальную стилистику.
Наложения
Наложениями называются все формы поддержки оружия какой-либо частью тела вне хвата при выполнении элементов игры клинка. Как часть базовых элементов используются накладные конусы на прямом и обратном хвате. Эти элементы замещают кольца в тех местах, где их исполнение физиологически неудобно или невозможно.
Помимо этого, распространёнными элементами являются накладные перехваты. Это различные формы перехватов, при которых в ключевой фазе оружие контролируется не рукой, а какой-либо иной частью тела. Например, разноимённый прямой накладной перехват за спину.
Обязательным требованием к тому, чтобы элемент относился к наложениям является контроль рукояти рукой в момент исполнения наложения клинка на какую-либо часть тела. Формы ловли меча какой-либо частью тела после переброса к наложениям не относятся.
Иные элементы художественного владения оружием
В данную категорию включены те элементы, которые сложно отнести к какой-либо из вышеперечисленных. Наиболее часто используемыми элементами можно назвать «каплю» и «подкову». Эти элементы используются для смены направления движения меча без потери инерции. Соответственно, они являются основным переходами между ударами в рубящей и секущей технике.
«Капля» — это ведение меча всеми своими точками по дуге вниз и назад по траектории так, что остриё описывает короткую дугу, по форме напоминающую каплю.
«Подкова» — это подобное же ведение меча но по дуге вверх. При исполнении подковы меч выполняет заметные вертикальные перемещения, так как хват меча на этом элементе не очень удобен для его исполнения.
В редуцированной форме «капля» превращается в обычный переворот меча вдоль своей оси. «Подкова» же редуцированной формы не имеет, так как она не физиологична для исполнения.
«Капля» всегда выполняется вниз относительно текущего положения меча, «подкова» — вверх.
В этой же категории находятся элементы, которые для своего исполнения требуют обязательного манёвра телом, либо специфического контроля оружия. Например, набирают популярность контактные вращения – обороты оружия вокруг какой-либо части тела без участи рук. Особый вид художественного владения шестом – контактный шест (Contact Staff) даже выделился в отдельное самостоятельное направление.
Большинство элементов из этой категории не систематизированы и являются предметом активного поиска различных коллективов.