Художественное владение оружием. Игра клинка.

Переброс за спинуДавно хотел поговорить об очень интересном разделе фехтования — игре клинка. Всяким художественным вращениям и фишкам. Не секрет, что отношение к ним у разных коллективов диаметрально противоположное. Официальное отношение федерации — это пустое «жонглирование», которое не должно преобладать над демонстрацией именно фехтования.

С моей точки зрения, существует серьёзное недопонимание роли этих элементов в построении элементарной базы фехтования. И происходит это именно за счёт зацикленности на «фишках», т.е. достаточно сложных движениях, зачастую самодостаточных для исполнителя. В данной статье я постараюсь изменить это мнение и показать истинное место элементов игры клинка во всей структуре тяжелого фехтования и немного затронуть проблемы классификации.

Место элементов игры клинка в артистическом фехтовании.

Одним из характерных разделов артистического фехтования, можно сказать, его визитной карточкой в сольных и групповых синхронных выступлениях является художественное владение оружием. Часто его называют «игрой клинка», чтобы подчеркнуть особое воздействие на зрителя при исполнении элементов этого раздела.

Художественное владение оружием не является одним из классов фехтовальных приёмов. Это не атаки или защиты и это не способ исполнения приёмов какой-то техники. Скорее, это связующее звено между отдельными приёмами; действия, гармонично заполняющие стыки техник, переходы одного приёма в другой. Движения, родившиеся из обычных лаконичных связующих элементов, и позволяющие выполнять техники не только эффективно, но и эффектно, добавить движениям оружия динамики и грациозности, а ударам — амплитуды и силы, дающие возможность объединить два абсолютно разных по воздействию удара в одну очень эффективную и эффектную связку — вот что такое игра клинка. Именно из-за упора на эффектность действий, данный раздел и называется «художественное владение оружием».

Изучение игры клинка является не менее важной задачей для спортсмена, чем изучение основных техник владения оружием, т.к. объединение этих двух направлений открывает большой простор для творчества при создании выступления. Кроме того, без изучения этих элементов невозможно воспитать полноценное «чувство оружия», добиться лёгкости и гармоничности движений в основных техниках.

Прежде чем углубляться в изучение отдельных элементов художественного владения оружием, необходимо определиться с базовыми понятиями, выделяющими элементы этого раздела из всех остальных. В основе художественного владения оружием лежат элементы переходов между ударами в разных техниках, позволяющие:

  1. разгонять оружие для совершения более сильного или быстрого удара;
  2. переходить от одной техники владения оружием к другой без потери скорости и темпа;
  3. оптимальным образом изменять траекторию движения оружия при исполнении серийных атак в рамках одной техники;
  4. менять хват оружия без потери темпа атаки.

Видно, что элементы, соответствующие этим определениям, занимают важную нишу во всей системе фехтовальных приёмов, и было бы ошибочным относиться к ним с пренебрежением, как к неким «фокусам», «жонглированию», не имеющим ничего общего с фехтованием. Не смотря на сознательное и специальное усиление зрелищного эффекта при исполнении этих элементов, они, тем не менее, всегда применяются для вполне конкретных целей — демонстрации более сильного удара, смены техники, смены плоскости удара и др.

Базовые элементы и основные принципы построения движений игры клинка.

Исходя из конечной цели исполнения элементов художественного владения оружием и вне зависимости от вида конкретного элемента, можно выделить два характерных движения, которые будут являться базой для построения абсолютно всех более сложных форм игры клинка. Этими двумя движениями являются «конус» и «кольцо». Они имеют диаметрально противоположные свойства, однако, легко переходят одно в другое. Именно это взаимное дополнение и позволяет всего из двух элементов получить такое захватывающее многообразие  форм.

Кольцо — движение оружия по круговой траектории с центром вращения в точке хвата. Характерным примером кольца служит прямое вертикальное кольцо.

Конус — движение оружия по, в общем случае, конусной траектории, с вершиной конуса, лежащей на клинке вне хвата.

Основные свойства кольца – его инерционность, стремление сохранить плоскость вращения и относительно небольшое усилие, необходимое для поддержания скорости вращения. Благодаря этим свойствам, при исполнении кольца (и элементов, основанных на нём) можно добиться впечатляющей скорости движения меча. Для этого достаточно развить специфическую координацию мышц запястья и предплечья. Важными физическими данными для освоения колец и элементов на их основе становятся гибкость запястья и развитая мелкая моторика пальцев.

Правильно исполняемое кольцо неохотно меняет плоскость вращения и сложно поддаётся внезапным остановкам и ускорениям. Если брать аналогии из физики, то мы получаем в руке некий аналог гироскопа, со всеми его свойствами. Поэтому, наиболее эффективно и наименее затратно по усилиям исполнять кольца с центром вращения около центра тяжести оружия.

Все упомянутые свойства характерны и для сложных элементов, построенных на основе колец.

Основные свойства конуса – независимость от плоскости вращения, лёгкое управление оружием, возможность быстро разогнать и остановить его. Благодаря вынесенному вперёд относительно хвата центру вращения, нет необходимости разгонять и тормозить слабо управляемые части оружия. С другой стороны, движение конуса обеспечивается практически всей рукой от плеча, при этом необходимо выполнять значительные по амплитуде движения. Конус не привязан к конкретной плоскости, и в процессе исполнения может очень значительно менять траекторию без дополнительных затрат энергии. Однако, для поддержания конусного вращения, необходимо постоянно затрачивать значительные усилия. Для исполнения этого движения не могут быть использованы инертные свойства оружия. По этой же причине невозможно добиться значительной скорости элемента на сколько-нибудь продолжительной траектории.

Исполнение конусного вращения в полный оборот, или несколько оборотов – не характерный приём. Так же, не являются характерными сложные цикличные конусные вращения. Основное применение конуса – резкие разгоны и торможения оружия на короткой дуге (около половины, или четверти круга), а так же смена траектории. Как базовые связующие элементы между ударами конусы широко используются в секущей и рубящей технике.

Развитое чувство оружия позволяет смещать центр вращения оружия с точки хвата вперёд и обратно, превращая тем самым кольцевое вращение в конусное. В результате, при исполнении кольцевых вращений появляется возможность смены траектории, плоскости вращения, либо переход на какой-либо удар. Стоит отметить, что переход на удары непосредственно с колец возможен только для секущего удара, при этом сам удар получится достаточно слабым по усилию и контролю оружия. Поэтому все переходы с элементов игры клинка на удары выполняются через конусы.

Лучшая управляемость оружием на конусе обусловлена тем, что в этом элементе скорость меча относительно тела спортсмена невелика. Поэтому, все наложения основаны именно на конусных вращениях.

В следующих статьях я рассмотрю базовые элементы из всех разделов игры клинка и разберу особенности их исполнения.

2 мысли о “Художественное владение оружием. Игра клинка.”

  1. — Не увидел каким образом «базовые элементы игры клинка» взаимосвязаны с другими фехтовальными техниками. Может это будет в других видео?
    — Объясните, пожалуйста, где и зачем могут использоваться в фехтовании «конусы». Особенно «вертикальный конус».
    — Пример удара с 4.45 никак не является примером конуса, ибо нет вращения вокруг какой-либо точки клинка.
    — Высказывание про неспособность кольцевых вращений добавить удару скорости, резкости и силы вообще, простите, бред.
    — удар с 6.06 также не является «конусом», ибо по прежнему нет вращения вокруг точки клинка. Автор второй раз некорректно применяет собственный введенный термин
    — 6.40 Объясните с точки зрения физики как не потерять скорость, меняя плоскость движения предмета. По мне так на видео говорится одно, а демонстрируется другое. Клинок выдергивается из движения силой руки и поворота корпуса.

Добавить комментарий