Учёт хронометража в выступлениях арт-фехтования «Дуэт» и «Группа».

Введение.

При построении конкурсного выступления в артистическом фехтовании одну из ключевых ролей играет правильное распределение фехтовальных приёмов в схеме номера, чтобы не нарушить временных лимитов, установленных правилами соревнований.

При этом, правила устанавливают очень жёсткие штрафы за недобор фехтовального времени. Уже 11 секунд недобора означают начисление пяти штрафных баллов, после чего номер гарантированно не сможет претендовать на призовые места.

С другой стороны, не меньшую ответственность несёт судья-хронометрист на соревнованиях. Некорректный учёт времени точно так же может сделать номер аутсайдером в дисциплине.

Именно поэтому, в данной статье я сделаю разбор ключевых ситуаций по учёту фехтовального времени в «боевых» дисциплинах артистического фехтования.

Определения (термины) правил, связанные с хронометражом.

Давайте посмотрим, какие определения явно даны в правилах проведения соревнований по артистическому фехтованию, касающиеся времени фехтования.

Время выступления.

Данное определение дано в правилах опосредованно через способ его учёта. Звучит оно так: «Отсчет времени ведется с момента начала выступления и прекращается с окончанием выступления» (стр. 19). Т.е. это всё время, которое использует коллектив для демонстрации номера. При этом, имеются следующие сопутствующие определения:

Начало выступления

 «любой из вариантов, осуществленный спортсменами первым:

  • выход первого участника на сцену (в случае, если до начала выступления на сцене никого нет);
  • первое движение участника на сцене (в случае, если к началу выступления спортсмен(ы) уже заняли исходное положении на сцене);
  • включение звукового сопровождения (в случае, если звуковое сопровождение начинается раньше движения участников или их выхода на сцену).» (там же).

Как видно, определение достаточно очевидное. Стоит только пояснить, что такое «участник выступления» согласно определению правил «Участник (выступления) – человек, принимающий участие в каком-либо выступлении (постановке). Его действия (либо бездействие) на сцене должны быть неразрывно связаны с содержанием выступления. Участники могут быть исполнителями или статистами.» (стр. 35).

Т.е. выступление не считается начатым, если на сцене действует вспомогательный персонал – те, кто помогают готовить декорации, выкладывают реквизит или помогают в расстановке участников. Но, например, если у вас в номере статист читает вводный текст, на который реагируют спортсмены (да, даже если и не реагируют), его действия уже считаются началом выступления.

Окончание выступления.

«считается любой из вариантов, осуществленный спортсменами последним:

  • последнее движение участников на сцене (в случае, если они остаются на сцене);
  • уход последнего из участников со сцены (в случае, если участники покидают сцену);
  • остановка звукового сопровождения (в случае, если это происходит после окончания любых движений участников);
  • прекращение светового сопровождения (в случае, если световое сопровождение прекращается после всех остальных вариантов окончания выступления).» (стр. 19).

Данные определения не содержат исчерпывающий список возможных ситуаций начала и окончания выступления, но правила явно требуют во всех иных случаях уведомлять судейскую коллегию и согласовывать с ней эти события. Кроме того, обращаю внимание, что событие должно произойти последним! Т.е. если вы всё закончили, а фонограмма ещё играет – время выступления продолжает отсчитываться. Равно как и при продолжении освещения! Т.е. если вы не хотите схлопотать перебор по времени на пустом месте – обязательно проконтролируйте исполнение всех условий окончания выступления вовремя!

Время фехтовальной практики.

Этот термин так же даётся в опосредованном определении: «Отсчет времени начинается с любого движения, связанного с фехтовальной практикой и прекращается по её окончании» (стр. 20). Здесь появляется ключевой для нашего понимания термин – фехтовальная практика.

Фехтовальная практика.

Правила определяют набор действий, которые могут быть названы фехтовальной практикой так:

«Для выступления в дисциплинах «Арт-фехтование – дуэт» и «Арт-фехтование – группа» обязательным и преобладающим, идущим в зачет фехтовальной практики, является противодействие оружием и наличие в выступлении приемов фехтования, характерных для одного из видов европейского длинноклинкового (длиннодревкового) холодного оружия.

Противодействие длинноклинковым (длиннодревковым) оружием и элементами защитного снаряжения или костюма (например, меч против щита, шпага против плаща и т.п.) допустимо и идет в зачет фехтовальной практики, но оно не должно преобладать в поединке.

Противодействие длинноклинковым (длиннодревковым) оружием и другой разновидности холодного оружия, не являющимся длинноклинковым (длиннодревковым), (например, шпага против кинжала и т.п.) допустимо и идет в зачет фехтовальной практики, но оно не должно преобладать в поединке. » (там же).

Ключевым в этом определении для нас являются два момента. Во-первых, фехтовальная практика, это в первую очередь противодействие клинку (древку) либо другого клинка (древка), либо чего-то, традиционно используемого для подобного противодействия (щита, плаща, кинжала и т.п.), а во-вторых, любое противодействие клинку (древку) чем-либо иным (например, телом, подручными предметами и т.п.) фехтовальной практикой однозначно не является!

Здесь я позволю себе ввести просторечие, которое будет обладать яркой эмоционально-звуковой характеристикой понятия «противодействие оружием». В правилах этот термин обозначен так:

«Под противодействием оружием во всех определениях понимается непосредственный контакт клинками (древками) оружия партнеров.» (стр. 21).

Исходя из природы этого определения я и введу просторечие, назвав «противодействие оружием» – «звяк». Здесь и далее я всегда буду при необходимости уточнять свои тезисы именно этим просторечием.

Вот мы и подошли непосредственно к сути данной статьи – учёт времени фехтовальной практики. В правилах определены ключевые события, которые влияют на хронометраж времени фехтования – это:

  • начало фехтовальной практики,
  • пауза фехтовальной практики,
  • возобновление фехтовальной практики,
  • продолжение фехтовальной практики,
  • окончание фехтовальной практики.

Давайте разберёмся подробнее с этими событиями.

Начало фехтовальной практики.

«Для дисциплин «Арт-фехтование – дуэт» и «Арт-фехтование – группа» – первое контактное противодействие партнеров оружием. Принятие спортсменами боевой стойки, перемещения в ней и манипуляции оружием без непосредственного контакта клинками (древками) оружия партнеров не считается началом фехтовальной практики.» (стр. 20). Т.е. проще говоря, для боевых номинаций начало фехтовальной практики – это «звяк» и ничто иное! Даже противодействие щитом, хоть оно и допустимо в фехтовальной практике, но не может быть принято за её начало.

Пауза фехтовальной практики.

Как термин она в правилах не определена и используется по очевидному  общесемантическому значению слова «пауза», как прерывание совершаемого действия с целью его возобновления в дальнейшем.

Возобновление фехтовальной практики.

Напрямую это понятие не определено. Вот как используется данный термин в тексте правил:

«Фехтовальная практика не обязательно должна быть непрерывной на протяжении всего выступления. В случае наступления паузы (но не окончания) в фехтовальной практике секундомер не выключается еще 10 секунд. В случае невозобновления спортсменами фехтовальной практики по истечении 10-ти секундной паузы, хронометраж прерывается. И возобновляется с продолжением фехтовальной практики до следующей паузы в ней.» (там же).

Т.е. под возобновлением фехтовальной практики понимается совершение действий, являющихся «фехтовальной практикой» в пределах десятисекундного интервала. Если подобные действия совершены после истечения 10 секунд, то к ним уже нельзя применять термин «возобновление фехтовальной практики», но только «продолжение фехтовальной практики».

Продолжение фехтовальной практики.

В правилах определение однозначно: «Продолжением фехтовальной практики считается первое после паузы противодействие оружием.» (там же). Т.е. это тоже «звяк»! Понимание различия этих событий очень важно! Для «возобновления фехтовальной практики» достаточно совершить любое действие, считающееся таковой. Например, противодействие оружию элементом защитного снаряжения. Для «продолжения же фехтовальной практики» возможен только и исключительно «звяк»!

Окончание фехтовальной практики.

«Для дисциплин «Арт-фехтование – дуэт» и «Арт-фехтование – группа» — последнее противодействие партнеров оружием, «смерть» всех (всех, кроме одного) исполнителей. Возможны и иные варианты окончания фехтовальной практики. В этом случае тренер обязан заранее проинформировать судейскую коллегию о тех или иных особенностях выступления и согласовать возможность тех или иных вариантов.» (стр. 21).

Понятие «окончание фехтовальной практики» введено специально, так как к нему не применяется правило 10 секунд.

Какие выводы можно сделать из этого определения?

Первое, если в постановке вы активно сражаетесь (боретесь) после последнего противодействия оружием ещё секунд 15 – все они не будут включены в фехтовальную практику.

Второе, если вы хотите, чтобы на ваше оригинальное окончание выступления обратили внимание и корректно отсчитали время фехтования – вы ОБЯЗАНЫ сообщить об этом судейской коллегии и согласовать ваши фантазии с ней. Иначе, хронометрист будет судить исходя из вот этого общего определения.

Третье, если у вас в дуэте бой состоит из нескольких фехтовальных новелл (например, «Стальной Рассвет – 2018», САФ «Argentum», «История пирата или новые приключения Шурика»), в конце которых одного из персонажей «убивают» (но это не конец боя вообще), то каждое такое «убийство» будет считаться «окончанием фехтовальной практики» и правило 10 секунд к нему применяться не будет!

Подведём промежуточный итог. Правила нам так или иначе определяют следующие термины:

  • время выступления,
  • начало выступления,
  • окончание выступления,
  • противодействие оружием,
  • фехтовальная практика,
  • время фехтовальной практики,
  • начало фехтовальной практики,
  • пауза фехтовальной практики,
  • возобновление фехтовальной практики,
  • продолжение фехтовальной практики,
  • окончание фехтовальной практики.

Соображения по содержанию фехтовального номера, применительно к учёту времени.

Итак, исходя из вышеизложенного, приведу несколько конкретных (пусть и взятых из головы) практических примеров того, как и каким образом будет учитываться время постановки в разных ситуациях.

Первое и самое очевидное – отсчёт общего времени начнётся в момент хоть какой-то активности на сцене, которую судья посчитает содержанием номера. Как правило, этот момент очевиден и не нуждается в специальном указании для судей, но возможен нюанс. Если у вас в номере первыми начинают какую-то деятельность статисты, то секундомер запустится именно по началу их движения. То же можно сказать и про свет. Как только сменится общий свет (или затемнение, если на начало было оно), секундомер сразу будет запущен.

Второе, не менее очевидное – что бы вы не делали оружием в направлении вашего «противника», пока не произойдёт «звяк», не начнётся отсчёт времени фехтовальной практики. Здесь всё настолько однозначно, что судья-хронометрист может вообще руководствоваться только слухом для отслеживания этого события. При этом, данный «звяк» может быть и вовсе небоевой. Например, персонажи общаются и отыгрывают конфликтную ситуацию. Боя ещё нет, но один из них с какой-то целью просто ударяет по клинку противника. Не важно с какой целью и в каком положении этот клинок при этом находится.

Более того, они даже могут просто дружески звякнуть клинками в некоем условном «салюте» или «приветствии». И после этого сразу бой не начинать. Главное, чтобы читалось некое «противодействие» клинков. В любом случае, запустится отсчёт времени фехтования.

Третий момент – если в финале выступления на сцене происходит хоть какое-то движение (не важно, статистов, персонажей, света, музыки) – секундомер общего времени не выключится.

Ещё один неочевидный момент. Представим ситуацию окончания боя в дуэте – один из бойцов «смертельно ранит» второго. Последний падает и лежит без движения. Очевидный финал фехтования, и секундомер фехтования будет остановлен без добавления 10 секунд. Но сам номер ещё не закончен.

Далее происходит мизансцена, в финале которой «убитый» боец «как бы из последний сил» внезапно поднимается, отбивает своим мечом меч противника и закалывает его или просто приставляет к горлу. На самом деле, даже не важно, что именно он после этого сделает.

Главное – секундомер отсчёта времени фехтования вновь включится, а к уже учтённому времени добавятся десять секунд.

А вот дальше может быть интересное. Если этот финал будет неочевидным, то хронометрист продолжит отсчитывать положенные 10 секунд после прекращения фехтовальной практики. Но если эта практика не возобновится и выступление закончится, то эти самые 10 секунд он не будет учитывать.

Раскрою этот момент с конкретными цифрами.

Итак, у нас есть условный бой на 30 секунд, в финале которого одного из бойцов «убивают». Далее следует мизансцена на 15 секунд, в финале которой «убитый» отбивает меч своего противника и выполняет ещё несколько действий в направлении его общей продолжительностью 11 секунд. После чего выступление заканчивается.

Хронометрист в этой ситуации отсчитает 30 секунд и остановит секундомер. Затем, через 15 секунд он снова запустит его и добавит к уже учтённому времени 10 секунд. Т.е. в момент запуска у него будет не 30, а 40 секунд фехтования. После чего, через 10 секунд остановит секундомер. Итого, к этому моменту он насчитает 50 секунд фехтования. Но, так как выступление закончится, то хронометрист вычтет эти последние 10 секунд от показаний секундомера и запишет в протокол итоговый результат – 40 секунд фехтования.

Этот момент особенно важно учитывать, если номер построен из нескольких фехтовальных новелл с несколькими же «смертями» героев.

И последнее – штрафы за превышение общего времени выступления и за недобор времени фехтования не взаимоисключающие! Т.е. если вы умудрились и выступление затянуть, и фехтования недобрать, то штрафы будут просуммированы.

Будьте внимательны, и до встречи на сцене!

Статьи.

27.09.2021 Анализ практики судейства выступлений артистического фехтования и её влияние на спортивный рост и перспективы спортсменов.
31.12.2018 Учёт хронометража в выступлениях арт-фехтования «Дуэт» и «Группа».
06.12.2018 Чемпионат России по артистическому фехтованию 2018. Заметки на полях. О Соло несчастном замолвите слово.
01.05.2015 Судейство соревнований по артистическому фехтованию: проблемы и пути решения.
18.04.2015 Анализ изменений официальных правил соревнований Федерации Арт-фехтования России
28.01.2014 Краткий обзор школы артистического фехтования студии «Грифон».
30.01.2013 Терминология артистического фехтования категории «Античность».
22.01.2013 Мастерство фехтования в категории «Античность». Оценка, критерии.
21.01.2013 Методический подход к технике фехтования тяжёлым клинковым оружием. Красноярский опыт.
21.01.2013 Классификация и специфика терминологического аппарата артистического фехтования.
21.01.2013 Сравнительный анализ терминологического аппарата артистического фехтования и смежных дисциплин.
21.01.2013 Проблема формирования терминологического аппарата артистического фехтования.
20.01.2013 Артистическое фехтование как вид спорта: специфика, перспективы развития.
20.01.2013 Акробатика в артистическом фехтовании.

Посты блога.

27.09.2021 Новая статья. Анализ практики судейства.
31.12.2018 Новая статья. Учёт хронометража.
06.12.2018 Новая публикация. Чемпионат России 2018 по артфеху.
16.11.2015 По следам летних семинаров.
01.05.2015 Материалы «Грифона» с томской конференции.
29.01.2014 Презентация школы.
13.03.2013 Новое видео по игре клинка.
02.03.2013 Замечания по поводу используемой терминологии для описания перебросов.
02.03.2013 Новое видео по игре клинка.
17.02.2013 Игра клинка, переходы между элементами. Видео
16.02.2013 Игра клинка. Горизонтальные вращения. Видео.
16.02.2013 Перехваты в игре клинка. Новое видео.
16.02.2013 Игра клинка. Девятки и четвёрки. Видео
15.02.2013 Новое видео по игре клинка. Дополнение по восьмёркам
04.02.2013 Очередная видеоиллюстрация. Восьмёрки и двойные обороты.
01.02.2013 Обновлённое видео по общим понятиям игры клинка.
01.02.2013 Игра клинка. Вертикальные кольца.
01.02.2013 Наименование элементов игры клинка.
31.01.2013 Первое видео по игре клинка.
30.01.2013 Художественное владение оружием. Окончание.
29.01.2013 Художественное владение оружием. Игра клинка. Продолжение.
28.01.2013 Об ударах в пальцы.
23.01.2013 Художественное владение оружием. Видео.
23.01.2013 Художественное владение оружием. Игра клинка.
22.01.2013 К вопросу об ошибках.
22.01.2013 О самом настоящем ударе!
21.01.2013 Обновления в «Теории фехтования»
18.01.2013 О победах и победителях.
16.01.2013 Старые материалы. Перемещения.
16.01.2013 Старые материалы.
21.03.2012 Ситуационное и позиционное фехтование.
16.02.2011 Доклад на конференции фестиваля «Романтика Средневековья 2011». Часть вторая.
16.02.2011 Доклад на конференции фестиваля «Романтика Средневековья 2011». Часть первая.
06.02.2011 Тезисы доклада 12 февраля 2011 года в Коломне.
21.08.2010 Тренер, помни!
30.12.2009 Терминология арт-фехтования
08.11.2009 Терминология фехтования

Артистическое фехтование. Теория и практика