Сравнительный анализ терминологического аппарата артистического фехтования и смежных дисциплин.

Петров И.А.

Красноярское краевое региональное отделение Федерации артистического фехтования России, Красноярск, Россия

Одной из основных проблем, встающих перед артистическим фехтованием как новым видом спорта, является формирование терминологического аппарата. Для решения этой задачи необходим сравнительный анализ подходов к формированию терминологического аппарата в смежных фехтовальных дисциплинах и оценка переносимости этих подходов на область артистического фехтования.

Наиболее близким видом спорта является классическое спортивное фехтование. За свою продолжительную историю эта дисциплина накопила множество различных терминов, описывающих общие приемы и действия фехтовальщика, помогающие в оценке и анализе результатов соревнований и тренировок. Обширная терминологическая база дает определение практически всем ситуациям и действиям спортсменов, совершаемым в ходе спортивного поединка по установленным в этом виде спорта правилам.

Но боевая постановка в артистическом фехтовании — не просто и не столько сам поединок, сколько зрелищная его демонстрация. Важным становится сам процесс боя, его сложность, техничность, отточенность.  Важно отметить, что к началу спортивного поединка оба противника находятся в одинаковых условиях, и исход поединка зависит от их персональной подготовленности. В противовес этому, в постановочном бою артистического фехтования спортсмены воспроизводят заранее заученный комплекс движений, исключающий импровизацию. Сражающиеся являются не врагами, а партнёрами, общей целью которых является зрелищное воспроизведение батальной сцены, а исход боя предопределён заранее. Поэтому можно многократно увеличить количество элементов и приемов, доступных спортсменам к исполнению. И с этой точки зрения, терминология спортивного фехтования уже не позволяет полноценно описать всё многообразие приёмов и положений спортсмена, задействованного в постановочном выступлении.

Во-первых, это связано со сложившимися с течением времени рамками спортивного фехтования. Жесткое ограничение правилами способов достижения победы в спортивном поединке привело к резкому сужению свободы действий спортсмена, что в свою очередь привело к сокращению количества приёмов, допустимых к применению в условиях спортивного боя. Например, в арсенале приёмов и движений спортсменов-фехтовальщиков отсутствуют такие действия, которые в условиях спортивного поединка могли бы привести к травмам оппонента, либо были бы бессмысленны согласно правилам (например, любые формы обезоруживаний). Кроме того, малый вес спортивного оружия и преимущественное управление им мышцами кисти снимают необходимость задействовать мышцы остального тела в управлении им. В результате, структура тела при исполнении приёма перестаёт зависеть от свойств оружия и необходимости управлять им специальным образом и лишь косвенным образом учитывается в терминах спортивного фехтования. В артистическом фехтовании необходимость управлять тяжелым оружием вовлекает в исполнение приёма всё тело, и положение отдельных его звеньев друг относительно друга и оружия становится значимым для классификации, а, следовательно, и отражаемым в терминах. С точки зрения терминологии спортивного фехтования сложно описать боевую ситуацию с участием более двух спортсменов, так как это не предусмотрено самой техникой данной дисциплины, оперирующей с фактом ведения боя «один на один». Также, произошло сужение значения некоторых терминов, отражающее реалии и ограничения правилами спортивных боёв. Например, термин «защита» понимается как «отражение оружием оружия противника, совершающего атаку или контратаку». В спортивном бою запрещены любые рукопашные приёмы и крайне малоэффективны любые способы уклонений, кроме манёвров. В артистическом  фехтовании под защитой понимаются действия более общего порядка. Это любые действия, нейтрализующие атаку. Следовательно, помимо отражения оружием оружия сюда включаются уклонения, препятствия развитию атаки рукой и встречные удары руками и ногами, борцовские захваты и многое другое. Появляется необходимость введения нового уровня классификации, конкретизируя способы защиты, и подбора для них подходящих терминов.

Во-вторых, исходя из действующей терминологии спортивного фехтования, очень сложно описать пространственное положения спортсмена относительно противника или группы противников, так как в этом виде спорта пространство боя ограничено дорожкой. В условиях соревновательного поединка атаки имеют некоторую степень условности (особенно это касается сабельных ударов), а спортсмен не обременён необходимостью отыгрыша последствий попадания. Благодаря этому, возникло также такое явление, как сведение нескольких похожих приемов в один, который наибольшим образом отвечает запросам спортсмена. Это позволило значительно упростить классификацию базовых понятий, отказаться от сложных, но точных описательных конструкций, обойдясь во многих случаях простой нумерацией элементов одного класса, и сделать процесс тренировки и поединка более простым и понятным для спортсменов без потери его эффективности. Данный подход явился наиболее удачным для описания техники спортивного фехтования. В артистическом фехтовании реальное физическое повреждение оппонента также не является основной задачей боя, однако, необходимость достоверно показывать и отыгрывать цель и результаты атак делает их более предметными, в них становится необходимым выделять больше значимых параметров. Возникает потребность в более точной классификации как способов атаки, так и защитных действий против неё, а простое разделение поражаемой поверхности на четыре зоны относительно оружия оказывается явно недостаточным. Применение подхода спортивного фехтования приведёт к необходимости запоминания спортсменом неоправданно большой терминологической базы (количество пронумерованных базовых понятий достигало бы нескольких десятков), требующей дополнительных пояснений, что многократно усложнит тренировочный процесс. А унификация ударов приведёт к однородности техники, что в постановочном бою схоже с тавтологией в литературном тексте.

В-третьих, огромный пласт терминов и понятий теряется ввиду использования в спортивном фехтовании небольшого, строго определенного количества видов оружия, в то время как артистическое фехтование оперирует огромным арсеналом холодного оружия выбранной эпохи. И, несмотря на относительную универсальность техники, использование определённого вида оружия накладывает отпечаток на терминологическую составляющую дисциплины артистического фехтования. Расширение терминологической базы артистического фехтования по сравнению со спортивным связано также с особенностями самого используемого оружия. Специфика, создаваемая различными видами оружия из-за их габаритов, веса, поражающих факторов, не даёт возможности полно описать технику владения ими с точки зрения терминологии спортивного фехтования, оперирующего довольно близким по представленным характеристикам арсеналом вооружения спортсмена. Указанная специфика, таким образом, влияет не только на состав представленных в технике элементов, но и на само разнообразие техник владения оружием: рубящая, режущая, секущая, колющая техники, а так же борьба и рукопашные приёмы — всё это является равноправными составляющими арсенала артистического фехтования. Таким образом, несмотря на схожесть техник владения оружием со спортивным фехтованием, фехтование артистическое, несомненно, требует более универсального терминологического аппарата.

Сценическое фехтование преследует те же цели, что и фехтование артистическое. Актёры на сцене должны показать максимально приближенное к реальности боевое действие, при этом сохранив сюжетную линию и образы. Постановочный бой идёт по строго прописанному сценарию, его исход предопределён заранее. В целях безопасности обязательным условием реализации боя является строгое следование составленной и отрепетированной тактической схемы. Отсутствие на оппонентах элементов защиты исключает боевую импровизацию, а каждый актёр обязательно знает следующий маневр его противника. Всё это призвано обеспечивать должный уровень безопасности при постановке и реализации боевых композиций. Но для составления и последующего воспроизведения боевой постановки необходима система записи последовательности действий каждого актёра, понятная постановщику и всем участвующим лицам. Эту проблему в сценическом фехтовании решает привлечение части терминов спортивного фехтования со всеми присущими им особенностями. Очень часто в театральных постановках герои сражаются на тяжелом средневековом оружии, а весь поединок записан с применением терминов спортивного фехтования на легком оружии. Это делает сам поединок более сложным при воспроизведении из-за возможности неоднозначной трактовки и пониженной точности описания некоторых элементов. Кроме того, действия дополнительным реквизитом (например, щитами) не описаны вообще, хотя были бы логичны с точки зрения мизансцены. Более точная запись части элементов с использованием терминологии артистического фехтования позволила бы повысить не только точность воспроизведения данной боевой композиции на сцене, но и безопасность актёров при её исполнении, устраняя неоднозначности в манипуляциях незадействованным реквизитом. А привлечение дополнительных техник из области артистического фехтования дало бы возможность значительно разнообразить поединок, снабдив его зрелищными элементами.

Унификация терминологической системы позволит облегчить процесс тренировки и проведения соревнований. Четко и однозначно сформулированные термины позволят упростить взаимоотношения между спортсменами и тренерами, сделать более понятным общение людей, интересующихся артистическим фехтованием, из разных частей страны. И проведенный анализ является первым шагом к формированию универсального терминологического аппарата для данной дисциплины.

Публикация:

  • Петров И.А. Сравнительный анализ терминологического аппарата артистического фехтования и смежных дисциплин \ Молодые ученые – науке о физической культуре и спорте: Сборник материалов II Всероссийской науч-но-практической конференции с международным участием (23 декабря 2011 года, г. Череповец) / под ред. С.Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2012. – с. 155-157

 http://www.chsu.ru/c/document_library/get_file?uuid=90b9fadf-d036-4fb0-8659-af2fecd4dcfb&groupId=10157

Артистическое фехтование. Теория и практика