Классификация и специфика терминологического аппарата артистического фехтования.

Дрянных С. М.

Красноярское краевое региональное отделение Федерации артистического фехтования России, Красноярск, Россия

Артистическое фехтование характеризуется большой сложностью и многообразием технического арсенала, доступного к применению спортсменами. Большое количество форм соревнований (сольное выступление, групповое синхронное выступление, бои) требует развитой, единой терминологической базы, способной как подчеркнуть единые закономерности вида спорта, выделяющие его среди других спортивных дисциплин, так и показать специфику выступлений в той или иной соревновательной категории.

Необходимость создания такой базы обусловлена целым рядом причин.

Во-первых, к настоящему моменту многими клубами в стране уже накоплен очень богатый арсенал приемов и движений в рамках «тяжёлого» фехтования категории «Античность», многие из которых уже не могут быть описаны интуитивно, исходя из сложившихся определений. Кроме того, эти определения в значительной мере неоднозначны как по своему содержанию, так и применительно к описываемым ими приёмам. Так, например, нет ясности в понимании разницы между стойкой и позицией. Зачастую эти термины применяются как к описанию положения всего тела, так и отдельных его частей, причем в одних ситуациях между ними не делается никакой разницы, в других же наоборот, она всячески подчеркивается. Сходная ситуация сложилась с шагами, ударами и многим другим.

Во-вторых, в силу того, что содержание соревнований неразрывно связано с содержанием тренировок, крайне необходим единый понятийный аппарат, которым могли бы пользоваться как тренеры при подготовке, так и судьи в оценке выступлений спортсменов. Только тогда появляется возможность осознанно и целенаправленно готовить фехтовальщиков, оценивать их рост и планировать подготовку в долгосрочной перспективе.

В-третьих, возникает проблема обмена опытом с другими объединениями и клубами сходной тематики. В настоящее время различное понимание одних и тех же определений приводит к необходимости уточнения используемых различными клубами терминов, зачастую обозначающих один элемент, но имеющих различное звучание.

Как вид спорта, артистическое фехтование отделяют от других дисциплин следующие признаки:

  1. На сцене присутствуют один или несколько спортсменов, вооружённых холодным оружием (или его имитацией). Задачей спортсмена (спортсменов) является качественная, достоверная демонстрация техники обращения выбранным холодным оружием сольно, либо в групповом взаимодействии.
  2. Целью выступления является создание яркого целостного и достоверного образа бойца (для сольного выступления) или боя. Для достижения этой цели в групповых выступлениях спортсмены действуют совместно.
  3. Создание образа достигается демонстрацией достоверно выглядящих, находящих отклик у зрителя фехтовальных приёмов и сопутствующих действий.
  4. В исполнении приёмов важную роль играет не только техническая, но и эстетическая (артистическая) составляющая.
  5. Используемое оружие может накладывать свою специфику на движения спортсмена. Необходимость считаться с весом оружия и его поражающими факторами является биомеханической основой каждого приёма.
  6. Ключевым фактором, определяющим форму и способ исполнения фехтовальных приёмов, является демонстрация основного содержания фехтования, при соблюдении безопасности выступающих, без ущерба зрительной достоверности.
  7. Все выступления имеют ярко выраженную темповую и ритмическую характеристику, подчеркиваемую зачастую музыкальным сопровождением.

Разрабатываемая классификация должна учитывать эти отличительные признаки и сохранить обособленность артистического фехтования от других видов спорта.

Основная задача выступления в артистическом фехтовании — показать красоту, динамичность, выразительность и техническую сложность, ближе не к спортивным единоборствам, а к таким дисциплинам как художественная или спортивная гимнастика. Безусловно, постановочный бой должен быть обоснован с точки зрения тактики и стратегии поединка, но данную проблему решает постановщик при продумывании схемы боя, но никак не боец на сцене. Выступающему важно сосредоточиться на точной отработке схемы, попасть в темп, отыграть некий образ. В данной ситуации слаженность и понятность движений его и партнеров значат много больше, чем спонтанность и умение интуитивно и тактически грамотно реагировать на движения противника. Это ставит в классификации артистического фехтования важным и ключевым параметром движение само по себе, его мелкие особенности, структуру, ориентацию на сцене, темповую и эмоциональную характеристику.

Чтобы правильно построить классификацию и разработать терминологию артистического фехтования, необходимо решить следующие задачи:

  • отразить сущность артистического фехтования, как имитацию вооружённого противоборства во всей его сложности и многообразии взаимосвязей технических действий, арсенала вооружения и защитного снаряжения;
  • передать происходящее на сцене безотносительно к школе фехтования, клубным особенностям, номинации выступления;
  • способствовать выведению общих черт для всех видов фехтования;
  • сохранить специфику каждого вида фехтования, как стилевую, так и по вооружению;
  • предоставить возможность развития фехтованию как дисциплине, открыв пути заимствования элементов как из смежных дисциплин, так и из других видов спорта и неспортивных направлений (включая рукопашный бой и различные аутентичные фехтовальные школы);
  • классифицировать основные фехтовальные приёмы не в наилучшем исполнении или особом виде, а в так называемой школьной форме;
  • способствовать созданию общих для всех видов фехтования понятий и определений техники и созданию терминологии каждого вида, основанной на общих принципах.

На сцене, следуя замыслу постановщика, приёмы могут значительно видоизменяться, усложнятся или огрубляться. Однако они остаются принадлежностью данной классификационной группы из-за наличия определенных характерных особенностей исполнения. Если эти особенности изменяются настолько значительно, что по характеру начинают относиться к другой классификационной группе, то это будет уже другой приём. Если, например, в постановке рубящий удар выполняется концом клинка, а его траектория сокращена настолько сильно, что перестает восприниматься как рубящая, то удар должен классифицироваться как секущий. В то же время, исполнение рубящего удара не клинком, а рукоятью меча, с сохранением остальных, специфичных для рубящего удара параметров (амплитуда, траектория и прочее) позволяет по прежнему относить этот удар к категории рубящих.

Уместной видится следующая классификация фехтовальных действий, как приёмов. Самое общее разделение всех действий можно провести на следующие классы: атаки, защиты, манёвры и вспомогательные действия. Класс действия — это ответ на вопрос «что сделал спортсмен?». Следующее деление в рамках классов — на подклассы. Это фехтовальные (рубящая, режущая, колющая, секущая), либо рукопашные (борьба, ударные действия) техники. Подкласс действия — это ответ на вопрос «как это было сделано?». Дальнейшее деление в рамках подклассов — на группы согласно цели приёма. Это ответ на вопрос «для чего?», либо «куда?», в зависимости от техники (для борьбы чаще «для чего?», для действий оружием — «куда?», куда удар? в ногу). Например, «атака горизонтальным рубящим ударом в шею», «защита от вертикального рубящего удара в голову уклонением с сохранением дистанции».

И последнее деление в рамках групп, это подгруппы. В подгруппы включены дополнительные характеристики приёмов, отличающие их текущее исполнение от школьного. Например, «в слабой позиции ног», «с потерей равновесия», «концом клинка», «спиной к противнику» и т.п.

Помимо указанных уровней классификации, существуют внеуровневые характеристики действий. Например, характеристика «серийная» или «серийно». Применённая к классу действий, она показывает наличие последовательности любых действий из подкласса данного класса — «атака серийно». Примененная к подклассу, она показывает повторяющееся исполнение одного и того же действия — «горизонтальный рубящий удар в шею серийно», значит чередование ударов справа-слева. Если бы стояло уточнение «…в шею справа серийно», значит только удары справа один за другим. Ниже группы данная характеристика обычно не применяется.

Но отыгрываемый на сцене образ, созданный постановщиком, порой требует показать не правильную технику владения холодным оружием, а наоборот – осознанно продемонстрировать «неспособность» ведения боя или «слабую и явно недостаточную» подготовку задействованного в представлении человека. В таком случае описание технического элемента требует введения дополнительных характеристик исходя из замысла постановки. Например, исполнение удара в слабой позиции ног с последующим выведением спортсмена из равновесия, предусмотренным сюжетной линией (предусмотренное выведение спортсмена, находящегося в сильной позиции, из равновесия не даст эффекта достоверности и создаст для постановщика дополнительные трудности).

Публикация:

  • Дрянных, С.М. Классификация и специфика терминологического аппарата артистического фехтования / С.М. Дрянных // Молодые ученые – науке о физической культуре и спорте: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23 декабря 2011 года, г. Череповец) / под ред. С.Е. Шивринской. – Череповец: ЧГУ, 2012. – с. 148-150

 http://www.chsu.ru/c/document_library/get_file?uuid=90b9fadf-d036-4fb0-8659-af2fecd4dcfb&groupId=10157

Артистическое фехтование. Теория и практика