Чемпионат России по артистическому фехтованию 2018. Заметки на полях. О Соло несчастном замолвите слово.

О Соло несчастном замолвите слово.

Прошёл Чемпионат России по артистическому фехтованию 2018 года. Я внимательно посмотрел представленные выступления и пришёл к некоторым выводам, которые хотел бы озвучить применительно к дисциплине «Упражнение-Соло».

Итак, «я хочу быть в призах, какое выступление мне нужно подготовить?». Примерно такой вопрос задаёт себе каждый постановщик, начиная работать над новым номером.  И если в первые года развития артистического фехтования в России ответом на этот вопрос был поиск наиболее нетипичного, насыщенного всякими фишками выступления, использование сюжета, который до сих пор ещё никто не брал, то со временем стало появляться всё больше номеров, заточенных на получение приза «здесь и сейчас».

Что это значит?

Довольно очевидно, что при субъективном судействе очень значительный вес имеет воздействие выступления на судью лично, как на человека. Т.е. выступление, которое будет содержать в себе определённые компоненты, являющиеся, назову это так, «маркерами хорошего выступления», априори будет получать более высокий балл, вне зависимости от своей реальной художественной и технической ценности. Назовём эти «маркеры» «лайфхаками артфехтовальщика». Напомню, говорю я сейчас исключительно про «Упражнение Соло».

Прежде, чем я перейду к перечислению этих лайфхаков, хочу немного осветить те условия, в которых работает судья, чтобы исполнители понимали корни многих проблем оценки выступления (точнее, своего непонимания, почему у них именно такой балл).

По регламенту, на само выступление отводится максимум 2 минуты. И согласно требованиям правил, необходимо предоставить судьям ещё две минуты на выставление оценки.

Традиции Чемпионата России всех лет показывают – никто и никогда не даст судьям этих двух минут. Как по объективным причинам (очень большое количество выступлений), так и по субъективным (те лица, кто мог бы явно и значительно повлиять на регламент, никогда не работали сколько-нибудь продолжительное время арбитрами выступлений). Какие причины доминируют – не так важно. Важно, что мы имеем дело с суровой реальностью – выступления идут одно за другим без каких-то значительных пауз.

А это значит, что как минимум первые полминуты вашего выступления судья занят оценкой и заполнением протокола за прошлое выступление. И последние секунд 20 от вашего выступления судья уже особо не смотрит на то, что вы делаете. Ему уже всё понятно и он начинает выставление оценок вашему номеру.

На практике получается, что актуальная часть выступления, та, за которую вы получаете баллы, начинается где-то на 40й секунде номера (при условии, что у вас не было вступительного слова) и заканчивается где-то на 110й (одна минута 50 секунд). На последнее сильно влияет то, что реальная продолжительность номера не фиксирована и может быть как одна минута двадцать секунд, так и все две минуты, а то и две минуты и девять секунд. Поэтому, когда именно судьи на самом деле прекратят оценивать ваше исполнение и приступят к вычислению оценки, зависит и от сложности, и от продолжительности номера, и ещё от массы сторонних факторов. Но в общем, у вас в активе примерно минута-минута и 20 секунд активного действия. Это как раз то минимальное время, которое отводится в данной дисциплине на демонстрацию фехтования.

Выводы из этого наблюдения таковы – судьи зачастую не слышат вводный текст ведущего, и, когда обращаются к вашему номеру (начинают его смотреть) не сильно понимают, о чём он. И второе – ваши ошибки будут значительно заметнее для судей, чем качество вашего исполнения. Потому что именно на отслеживании ошибок они в первую очередь и сосредоточат своё внимание. Им не интересна история, которую вы пытаетесь рассказать. Ну, не настолько интересна, как вам бы того хотелось.

Итак, первый «лайфхак» для постановки правильного призового сольника – сосредоточить наиболее зрелищную часть своего выступления на второй минуте исполнения. В этом случае, у ваших фишек есть хотя бы шанс, что их увидят, и, может быть, оценят.

Далее, обратим внимание на рекомендации для оценки номеров от руководства ФАФ. В первую очередь бросается в глаза значительно более проработанные требования к оценке технического аспекта. Это значит, что именно к судьям по технике предъявлены очень жёсткие требования по компетентности именно в процедурной и содержательно частях оценки.

Здесь ни в коем случае я не имею в виду, что судьи по артистизму некомпетентны, или судьи по технике не умеют фехтовать. НЕТ!!!

Я имею в виду то, что требования к навыку технического судьи – в реальном времени замечать довольно большое число мелких аспектов исполнения, ранжировать их и соотносить оценку номера с ними, выше, чем аналогичные требования для судьи по артистизму.

Отсюда следует целая серия «лайфхаков». Первый, самый очевидный – не смотря на то, что за технику суммарный балл выше, заработать высокий балл за артистизм условно «проще». Яркие костюмы, удачный свет, заводная музыка, толпа статистов на сцене, шумное, привлекающее внимание действо – всё это добавляет плюсов в копилку баллов для судей по артистизму.

Опять же, не надо утрировать. Можно сделать попугайские костюмы, сложный свет и громкую музыку. Можно кричать и скакать на сцене – это не даст номеру бонусов. Но грамотное и вдумчивое добавление этих компонентов к выступлению значительно поднимет номер в итоговом протоколе. Обращаю внимание – это всё вообще от исполнителя не зависит. Это чисто технический «лайфхак», позволяющий сразу поднять номер выше тех, в которых данных вещей нет.

Ну и да, юморной, задорный номер зайдёт лучше серьёзного и пафосного. Просто потому, что драматический номер сделать качественно намного сложнее, чем комический. Т.е. из двух одинаково «средне» исполненных номеров, при прочих равных, вперёд выйдет комичный, задорный номер, а не драматичный. Тем более, что раскрыть драматичный сюжет за две минуты (а по факту – за одну минуту!!!) – практически невозможно. Имейте это в виду.

А что же с нашей техникой? Что же, второй «лайфхак», или набор «лайфхаков» — это облегчение судье по технике его работы.

Напомню, судья по технике должен оценить четыре параметра – вашу «школу», «мастерство», «насыщенность» и «уровень». Как это ни удивительно, но раз в протоколе эти шкалы идут именно в такой последовательности, судья именно так и будет разбивать анализ вашего номера. Т.е. он сначала будет думать, насколько хорошую школу вы показали, потом – насколько высоко мастерство, потом вспомнит о насыщенности фехтовальными движениями и лишь в последнюю очередь будет судить за уровень.

Не всегда так, это естественно. Я говорю про типичную ситуацию, а не протокольно закреплённую последовательность оценки.

Так вот, к тому моменту, как судья будет думать, насколько высок уровень вашего выступления, его воспоминание о номере уже будет искажено предыдущим анализом школы, мастерства и т.п. И не факт, что судья вспомнит пару классных связок в середине номера, чтобы поставить вам плюсик в уровень.

Поэтому, построение номера в виде строгой последовательности – демонстрация базы, развитие базы/сложные связки, пара-тройка крутых фишек, смена оружия/высокий темп исполнения и чёткость поможет вам получить более высокую оценку за технику, чем исполнение точно этого же номера, просто в иной последовательности.

К тому же, признаем честно – специалистов по различным техникам фехтования, как на лёгком, так и на тяжёлом оружии в судейской бригаде раз-два и обчёлся (а может и просто, раз и обчёлся, что печально). Обычно, в составе арбитров именно на ЧР находятся специалисты по лёгкому оружию. Следовательно, хотите вы того или нет, но исполнение номеров с лёгким оружием будет иметь преимущество просто потому, что судьи видят больше знакомых движений, лучше оценивают то, что видят.

Как быть всяким мечникам/копейщикам? Очень просто – нужно вначале номера показать движения, которые будут понятны и похожи на знакомые для таких технических судей. И тогда оставшуюся часть номера они будут воспринимать более благосклонно. Они тоже люди, не машины.

Что вы сказали? У вас особенная школа? Для тяжёлого оружия не характерны многие движения из лёгкого оружия?

А вы зачем на ЧР приехали? Призовое место занять или провести презентацию вашей особенной школы? Если первое, то о чём ещё речь? Давайте считать, что характерная особенность построения выступления «первая часть – для судей, вторая часть – для зрителей» теперь есть негласный стандарт.

Ну и напомню. Есть неписанное, но явно озвученное требование – показать в номере минимум три выпада. Есть в мечах выпады или нет, никого не волнует. Нужно показать – будьте добры показать. Это целых полтора балла! Нет выпадов – минус полтора балла за технику. Всё.

Кроме того, смена оружия – возможные полбалла, её отсутствие – гарантированное лишение этой надбавки. Акробатика (а это и кувырки, перекаты, падения, прыжки с вращениями) – ещё возможные полбалла. Вот так, исполняя номер с одним видом оружия и без акробатики можно гарантированно лишить себя балла за технику.

Оставлю ещё некоторые очевидные «лайфхаки», следующие из изложенного выше, без описания. Предлагаю читателю найти их и озвучить самому.

Какие же выводы из всего этого следуют? Как должно выглядеть выступление, претендующее на призы? Давайте резюмируем.

Перед выступлением необходим достаточно длинный вводный текст. Минимум секунд на 30, чтобы судьи в это время смогли как-то оценить прошлый номер, а у вас не пропало впустую всё начало.

Далее в номере нужно нефехтовальное вступление секунд на 15-20. Чтобы судьи включились в просмотр и оценку именно вашего исполнения, и отбросили впечатления от прошлого номера. Хорошо в этой части сделать какое-то действо, которое разбудит судей – резкий выкрик, стремительное движение, вспышка света, шикарная девушка (парень) в статистах – что угодно, способное привлечь внимание на следующие полторы минуты.

Начиная с 20-30й секунды следует блок демонстрации школьной техники. Базовые стойки, защиты, перемещения. Просто, чтобы судьи поняли, что вы это умеете делать. Из дальнейшего это вовсе не всегда может быть очевидно.

Следующий блок – сложные прёмы и фишки. Секунд 20-30 вы можете показать всякое, что хотели бы показать на сцене ЧР. Как круто вы умеете прыгать с оружием, какая у вас растяжка, какие-то нетипичные приёмы и связки – этот блок как раз для вашей фантазии. Помните только, что залажав здесь, вы залажаете и оценку предыдущего блока.

Потом идёт блок статистов – некое действо с вовлечением большого (не больше того, что разрешено в правилах) числа статистов, чтобы заполнить сцену движением. Это работа чисто на артистизм.

После чего можно сменить оружие, попрыгать акробатику, позаигрывать со зрителями. Эта часть значимо в оценку уже скорее всего не войдёт (впрочем, накосячив здесь, вы своё положение явно не улучшите), если только вы не захватите внимание судей своим исключительным исполнением.

Обязательно завершите номер некоей явной точкой – стойкой, позой, выходом на авансцену или ещё чем подобным.

Подольше делайте финальный салют. Судьи его не смотрят, но это время им для оценки вашего выступления.

Вот, как-то так выглядит схема «Упражнения Соло», претендующего на приз.

Что нужно добавить, чтобы увеличить балл за номер:

  1. Декорации. Их наличие повышает оценку за артистизм.
  2. Сценический реквизит. Смысл тот же, кроме того, он займёт часть пространства сцены, и она не будет выглядеть такой пустой.
  3. Свет. Обязательно заморочьтесь светом. Он даёт до 50% визуальной составляющей номера.
  4. Статисты. При сольном исполнении сцена выглядит пустой. Грамотно заполнить сцену движением одним исполнителем дано не каждому. На нынешнем ЧР это мог бы сделать разве что «Кот в сапогах». Поэтому статисты крайне желательны.
  5. Яркие костюмы. Чем более контрастны вы на сцене (плюс свет), тем лучше вас видно. С контрастной фигуры, хочешь не хочешь, внимание увести значительно сложнее. Статистов это тоже касается.

Короче, грамотно заполненная инвентарём и людьми сцена создаёт ощущение уместности нахождения на ней исполнителя, пустая – неуместности.

Чего нужно избегать, чтобы не снизить балл за номер:

  1. Исполнения элементов в невыгодном ракурсе. Выпад, исполненный на зрителя, не оценивается! Вашу ногу не видно! Ваш корпус не видно! Зато отлично видно откляченную задницу! То же касается и амплитудных элементов с мечами. Плоскость элемента всегда развёрнута на зрителя, позировка должна максимально выразительно выглядеть тоже для зрителя, а не для кулис.
  2. Исполнения элементов, которые вы плохо делаете. Лучше хорошо пнуть в колено, чем плохо – в голову. Не умеете пинать высоко, не пинайте. Не умеете бить кулаком – не бейте. Один плохо исполненный элемент перечёркивает всё предыдущее безупречное исполнение.
  3. Помните, гимнастическая сложность элементов не оценивается! Никому не интересно, сколько вращалок вы можете сделать мечом во время прыжка. Можете ли вы выполнить тройной оборот в полёте и выйти на удар в приземлении. Это всё плюшки для вау-эффекта. Полбалла максимум!
  4. Если вы не владеете голосом – молчите на сцене! Говорить в зал со сцены – сложный навык, его надо ставить и над ним работать.
  5. В общем случае НЕ ТРОГАЙТЕ ВАШЕ ОРУЖИЕ НОГАМИ!!!!
  6. Серый и невзрачный, но исторически достоверный костюм проиграет насквозь неправильному, но яркому сценическому. Всегда.
  7. Если у вас скользкая аутентичная обувь – снимите и наденьте нескользящие, вовсе не аутентичные кеды. Спрячьте их под гетрами. Или наклейте резиновую подошву на ваши кожаные пулены.

И ещё одно моё личное яркое впечатление от просмотренных сольников. За растущие на сцене шпаги и мечи лично я этим номерам сразу срезал бы балл за артистизм. Просто потому, что это ненормально – двигается себе человек, двигается, а потом БАЦ! и поднял со сцены оружие. Вы и в жизни так же из кустов шпаги достаёте? Что характерно, в основном на сцене произрастали именно шпаги. С мечами как-то попроще было.

PS: Некая рефлексия. Нравится ли мне та ситуация, которую я описал? Да как сказать. Нравится ли мне дождь или мороз за окном? Вне зависимости от моего отношения, эти явления объективны и не поддаются моему воздействию. Да, по факту, «Упражнение Соло» потихоньку превращается в обязательную программу. К этому шло. Это должно было случиться.

Предполагаю, что данная дорога со временем приведёт к выхолащиванию сольников, пропаданию гимнастически сложных элементов и комбинаторики. Как подобное произошло со спортивным фехтованием. Как подобное происходило везде, где так или иначе оформлялись обязательные требования. Посмотрим. Даже в этом русле есть альтернативный путь. Я его вижу. Думаю, видите и вы.

Статьи.

27.09.2021 Анализ практики судейства выступлений артистического фехтования и её влияние на спортивный рост и перспективы спортсменов.
31.12.2018 Учёт хронометража в выступлениях арт-фехтования «Дуэт» и «Группа».
06.12.2018 Чемпионат России по артистическому фехтованию 2018. Заметки на полях. О Соло несчастном замолвите слово.
01.05.2015 Судейство соревнований по артистическому фехтованию: проблемы и пути решения.
18.04.2015 Анализ изменений официальных правил соревнований Федерации Арт-фехтования России
28.01.2014 Краткий обзор школы артистического фехтования студии «Грифон».
30.01.2013 Терминология артистического фехтования категории «Античность».
22.01.2013 Мастерство фехтования в категории «Античность». Оценка, критерии.
21.01.2013 Методический подход к технике фехтования тяжёлым клинковым оружием. Красноярский опыт.
21.01.2013 Классификация и специфика терминологического аппарата артистического фехтования.
21.01.2013 Сравнительный анализ терминологического аппарата артистического фехтования и смежных дисциплин.
21.01.2013 Проблема формирования терминологического аппарата артистического фехтования.
20.01.2013 Артистическое фехтование как вид спорта: специфика, перспективы развития.
20.01.2013 Акробатика в артистическом фехтовании.

Посты блога.

27.09.2021 Новая статья. Анализ практики судейства.
31.12.2018 Новая статья. Учёт хронометража.
06.12.2018 Новая публикация. Чемпионат России 2018 по артфеху.
16.11.2015 По следам летних семинаров.
01.05.2015 Материалы «Грифона» с томской конференции.
29.01.2014 Презентация школы.
13.03.2013 Новое видео по игре клинка.
02.03.2013 Замечания по поводу используемой терминологии для описания перебросов.
02.03.2013 Новое видео по игре клинка.
17.02.2013 Игра клинка, переходы между элементами. Видео
16.02.2013 Игра клинка. Горизонтальные вращения. Видео.
16.02.2013 Перехваты в игре клинка. Новое видео.
16.02.2013 Игра клинка. Девятки и четвёрки. Видео
15.02.2013 Новое видео по игре клинка. Дополнение по восьмёркам
04.02.2013 Очередная видеоиллюстрация. Восьмёрки и двойные обороты.
01.02.2013 Обновлённое видео по общим понятиям игры клинка.
01.02.2013 Игра клинка. Вертикальные кольца.
01.02.2013 Наименование элементов игры клинка.
31.01.2013 Первое видео по игре клинка.
30.01.2013 Художественное владение оружием. Окончание.
29.01.2013 Художественное владение оружием. Игра клинка. Продолжение.
28.01.2013 Об ударах в пальцы.
23.01.2013 Художественное владение оружием. Видео.
23.01.2013 Художественное владение оружием. Игра клинка.
22.01.2013 К вопросу об ошибках.
22.01.2013 О самом настоящем ударе!
21.01.2013 Обновления в «Теории фехтования»
18.01.2013 О победах и победителях.
16.01.2013 Старые материалы. Перемещения.
16.01.2013 Старые материалы.
21.03.2012 Ситуационное и позиционное фехтование.
16.02.2011 Доклад на конференции фестиваля «Романтика Средневековья 2011». Часть вторая.
16.02.2011 Доклад на конференции фестиваля «Романтика Средневековья 2011». Часть первая.
06.02.2011 Тезисы доклада 12 февраля 2011 года в Коломне.
21.08.2010 Тренер, помни!
30.12.2009 Терминология арт-фехтования
08.11.2009 Терминология фехтования

Артистическое фехтование. Теория и практика