Артистическое фехтование как вид спорта: специфика, перспективы развития.

УДК 796.86

Петров И.А., Высотина А.А.

Научный руководитель  Дрянных С.М.

Красноярское краевое региональное отделение Федерации артистического фехтования России

Введение. Артистическое фехтование – это вид спорта, целью которого является демонстрация на сцене зрелищной и техничной фехтовальной постановки с применением холодного оружия и снаряжения выбранной эпохи. Данная дисциплина является синтезом фехтования различных видов и эпох, актерской работы, танцев и пластики, различных элементов спортивных единоборств, спортивной гимнастики и акробатики. Являясь сложнокоординационным видом спорта, артистическое фехтование имеет общие черты с такими дисциплинами, как фигурное катание и художественная гимнастика. На данный момент для проведения соревнований и организации судейской работы принято несколько категорий выступлений, различающихся как временными рамками (античность, от XVI века, свободный стиль), так и количеством спортсменов, задействованных в одном выступлении (соло, дуэт, группа). Артистическое фехтование в России является официально признанным видом спорта с 2008 года.  На сегодняшний день данная дисциплина развивается в основном локально, даже в пределах города техника разных клубов может кардинально отличаться, что затрудняет судейство, усложняет работу спортсменам и, несомненно, является важной проблемой артистического фехтования, требующей решения.

Методы и организация исследования. Целью данной работы является анализ возможности адаптации методов и подходов по оптимизации подготовки спортсменов и организации судейства, применяемых в других видах спорта. В качестве основного инструмента использовался метод теоритического анализа и обобщения данных литературных источников и документальных материалов, посвященных различным направлениям как собственно артистического фехтования, так и смежных дисциплин, использовались официальные документы, регламентирующие соревновательную деятельность, методы и подходы, практикуемые в родственных видах спорта, материалы профильных сайтов всемирной сети Интернет. Для проведения анализа были выбраны виды спорта со схожими чертами (система судейства, терминологический аппарат, требования, предъявляемые к спортсменам), такие как спортивная гимнастика, спортивное и сценическое фехтование, фигурное катание и другие.

Результаты и их обсуждение.

Как вид спорта, артистическое фехтование отделяют от других дисциплин следующие признаки:

  1. На сцене присутствуют один или несколько спортсменов, вооружённых холодным оружием (или его имитацией). Задачей спортсмена (спортсменов) является качественная, достоверная демонстрация техники обращения выбранным холодным оружием сольно, либо в групповом взаимодействии.

  2. Целью выступления является создание яркого целостного и достоверного образа бойца (для сольного выступления) или боя. Для достижения этой цели в групповых выступлениях спортсмены действуют совместно.

  3. Создание образа достигается демонстрацией достоверно выглядящих, находящих отклик у зрителя фехтовальных приёмов и сопутствующих действий.

  4. В исполнении приёмов важную роль играет не только техническая, но и эстетическая (артистическая) составляющая.

  5. Используемое оружие может накладывать свою специфику на движения спортсмена. Необходимость считаться с весом оружия и его поражающими факторами является биомеханической основой каждого приёма.

  6. Ключевым фактором, определяющим форму и способ исполнения фехтовальных приёмов, является демонстрация основного содержания фехтования, при соблюдении безопасности выступающих, без ущерба зрительной достоверности.

  7. Все выступления имеют ярко выраженную темповую и ритмическую характеристику, подчеркиваемую зачастую музыкальным сопровождением.

Наиболее близким к артистическому фехтованию видом спорта является классическое спортивное фехтование. Имея продолжительную историю, в этой дисциплине с течением времени смогла сформироваться система, позволяющая корректно описать и оценить общие приемы и действия фехтовальщика при оценке и анализе результатов соревнований и тренировок. Обширная терминологическая база дает определение практически всем ситуациям и действиям спортсменов, совершаемым в ходе спортивного поединка по установленным в этом виде спорта правилам. Но главное отличие артистического фехтования от классического спортивного заключается в самой цели поединка. В классическом фехтовании целью является непосредственная победа над противником, в артистическом — зрелищная демонстрация самого процесса. Данное принципиальное различие не позволяет использовать систему спортивного фехтования в области фехтования артистического как при судействе, так и при подготовке спортсмена. Это связано с несколькими причинами.

Во-первых, смена приоритетных задач поединка привела к резкому сужению свободы действий спортсмена, что в свою очередь привело к сокращению количества приёмов, допустимых к применению в условиях спортивного боя.

Во-вторых, спортивное фехтование, в отличие от артистического, оперирует с фактом ведения боя «один на один», а спортсмены к началу боя находятся в равных условиях, то есть исход поединка зависит от подготовленности самого спортсмена. В противовес этому, в постановочном бою артистического фехтования спортсмен воспроизводит заранее заученный комплекс движений, исключающий импровизацию. По сути сражающиеся являются не врагами, а партнерами, общей целью которых является зрелищное воспроизведение батальной сцены, а исход боя предопределен заранее сюжетом постановки. Это позволяет включать в арсенал приёмов и движений спортсменов такие элементы, которые в условиях спортивного поединка могли бы привести к травмам оппонента, либо были бы бессмысленны на дорожке (например, любые формы обезоруживаний).

В-третьих, исходя из концепции спортивного фехтования, очень сложно оценить групповые выступления и характер передвижения спортсменов по сцене, так как в этом виде спорта пространство боя ограничено дорожкой, а спортсменов всего двое.

В-четвёртых, в спортивном фехтовании набор оружия строго ограничен, в то время как артистическое фехтование оперирует огромным арсеналом холодного оружия выбранной эпохи. Специфика, создаваемая различными видами оружия из-за их габаритов, веса, поражающих факторов влияет не только на сам состав представленных в технике элементов, но и на само разнообразие техник владения оружием: рубящая, режущая, секущая, колющая техники — все они являются равноправными составляющими арсенала артистического фехтования.

В-пятых, в артистическом фехтовании возникает необходимость достоверно показать и отыграть цель и результаты атак, что делает атаки более предметными, в них становится необходимым выделять больше значимых параметров. Возникает потребность в более точной классификации как способов атаки, так и защитных действий против них. В спортивном фехтовании, наоборот, наблюдается сужение технической базы в результате сведения схожих приёмов в один, а отсутствие артистической составляющей делает систему судейства спортивного фехтования неприменимой.

Аналогичной по целям с артистическим фехтованием деятельностью является сценическое фехтование. Актеры на сцене должны показать максимально приближенное к реальности боевое действие, при этом сохранив сюжетную линию и отыграв образы. Постановочный бой идет по строго прописанному сценарию, его исход предопределен заранее. В целях безопасности обязательным условием реализации боя является строгое следование составленной и отрепетированной тактической схемы. Отсутствие на оппонентах элементов защиты исключает боевую импровизацию, а каждый актер обязательно знает следующий маневр его противника. Все это призвано обеспечивать должный уровень безопасности при постановке и реализации боевых композиций. Но для составления и последующего грамотного воспроизведения боевой постановки необходима система записи последовательности действий каждого актера, понятная всем участвующим лицам, а не только постановщику. Эту проблему в сценическом фехтовании решает привлечение части терминов спортивного фехтования со всеми присущими им особенностями. Из описанного выше следует, что данная система также не подходит для перенесения на область артистического фехтования. Элементы, заимствованные из спортивного фехтования не способствуют расширению технической базы, а также оставляют без внимания большую часть реквизита (например, щиты или специфическое оружие). Постановка, записанная с применением терминов спортивного фехтования, отличается неточностью воспроизведения на сцене, а основа судейской работы в сценическом фехтовании отсутствует.

С точки зрения вопросов подготовки выступлений, цели выступлений и критериев судейства артистическое фехтование похоже на такие виды спорта, как спортивная, художественная гимнастика и фигурное катание.

В случае фигурного катания на льду спортсмены должны показать выступление, одинаково хорошо проработанное с точки зрения как технической, так и артистической стороны. Это привело к созданию большого терминологического аппарата, описывающего множество различных действий спортсмена. Но из-за отсутствия системного подхода к созданию классификации элементов спортсмену потребуется гораздо больше усилий для запоминания отдельных понятий. Таким образом, данная система не отвечает принципам четкости, ясности, доступности. Подобная ситуация, но в меньшей степени, наблюдается в области художественной гимнастики, где произошел стык терминологических аппаратов ее спортивного аналога и хореографии. Здесь наряду с терминами, построенными согласно правилам терминообразования, встречаются как образные понятия, так и понятия, заимствованные из других языков. Однако система судейства данных видов спорта предполагает выставление оценок не только за техническую составляющую выступления, но и за артистизм. Согласно правилам судейства, установленным для художественной гимнастики Международной федерацией гимнастики, соревнования оценивают три бригады судий (D – сложность, А – артистизм и хореография, Е – исполнение). На сегодняшний день в художественной гимнастике наблюдается тенденция на уменьшение субъективности оценок и акцентирование на технической составляющей. Поэтому текущая система судейства соревнований по артистическому фехтованию наибольшее сходство имеет с судейской системой фигурного катания, где как технику, так и исполнение оценивает одна бригада судий, при этом выставляя оценки по множеству параметров.

Наиболее удачной с точки зрения построения терминологической системы может являться терминология спортивной гимнастки, где при построении понятия используются принципы краткости, четкости, ясности, доступности и соответствия законам словообразования и грамматики русского языка. Исходя из последних четырех принципов, появилось несколько форм терминообразования: переосмысление терминов, использование корней слов, применение словосложения. Это дало возможность создать четкую классификацию терминологического аппарата, основанную на самих терминах, что позволило ускорить процесс их освоения. Таким образом, достигается краткая и понятная запись элемента, а возможность совмещения основных и дополнительных понятий дает гибкую классификацию, в которой новый элемент легко сможет занять свою нишу без пересмотра всей системы.

В каждом из рассмотренных видов спорта имеются как положительные для артистического фехтования системы, так и полностью несовместимые. Это определяет предпосылки к разработке своей системы элементов и понятий, которая способствовала бы как формированию адекватной системы судейства на соревнованиях (безотносительно особенностей конкретной школы), так и более качественной подготовке спортсменов, общению между спортсменами и тренерами, а также обмену опытом между клубами.

Несмотря на кажущуюся сложность задачи и очевидную специфику техники в различных категориях выступлений, техника фехтования имеет общую основу и может быть классифицирована по единому принципу.

Надо отметить, что введение единой классификации не унифицирует все стили фехтования в рамках одной «правильной» техники и не выровняет все фехтовальные клубы по единому образцу, так как она не призывает изменять или отказываться от существующей в клубах техники. Она только описывает существующее положение вещей, а специфика фехтования каждого клуба полностью сохранится, так как сохранится их техника.

Уместной видится следующая классификация фехтовальных действий, как приёмов. Самое общее разделение всех действий можно провести на следующие классы: атаки, защиты, манёвры и вспомогательные действия. Класс действия — это ответ на вопрос «что сделал спортсмен?». Следующее деление в рамках классов — на подклассы. Это фехтовальные (рубящая, режущая, колющая, секущая), либо рукопашные (борьба, ударные действия) техники. Подкласс действия — это ответ на вопрос «как это было сделано?». Дальнейшее деление в рамках подклассов — на группы согласно цели приёма. Это ответ на вопрос «для чего?», либо «куда?», в зависимости от техники (для борьбы чаще «для чего?», для действий оружием — «куда?», куда удар? в ногу). Например, «атака горизонтальным рубящим ударом в шею», «защита от вертикального рубящего удара в голову уклонением с сохранением дистанции».

И последнее деление в рамках групп, это подгруппы. В подгруппы включены дополнительные характеристики приёмов, отличающие их текущее исполнение от школьного. Например, «в слабой позиции ног», «с потерей равновесия», «концом клинка», «спиной к противнику» и т.п.

Данная классификационная система была разработана и внедрена на базе Красноярского краевого регионального отделения Федерации артистического фехтования России и успешно используется для подготовки спортсменов сборной Красноярского края, неоднократно занимавшей призовые места на соревнованиях масштаба страны.

Публикация:

  • Петров И. А., Высотина А. А., Дрянных С.М. Артистическое фехтование как вид спорта: специфика, перспективы развития / Молодежь и наука: сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К.Э.Циолковского [Электронный ресурс] № заказа 7880/отв. ред. О.А.Краев — Красноярск : Сиб. федер. ун-т., 2012  Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s022/s022-013.pdf Дата обращения: 16.01.2013

 http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/thesis/s022/s022-013.pdf

Артистическое фехтование. Теория и практика