Начало.
Итак, первый онлайн-турнир по артистическому фехтованию позади. По сути, мы попробовали совершенно новый формат мероприятия, где нашим зрителем является не гость в зале, а человек по ту сторону монитора. Можно сказать, что подобный формат позволяет шагнуть арт-фехтованию в каждый дом, к каждому заинтересованному, и не важно, насколько он удалён от реального места событий.
Когда мы думали над формой фестиваля, то всегда держали в голове два соображения. Первое – какие условия заочного участия нужно придумать, чтобы не превратить мероприятие в конкурс монтажёров и режиссёров. Как сделать так, чтобы картинка показывала именно мастерство исполнителей, а не мастерство видеооператора.
А второе – это острое осознание того, что, мы закладываем долгосрочные тренды и основы в формат, способ проведения, способ участия и способ судейства. Поэтому, хотя бы в своей основе, в принципиальных вещах, мероприятие должно соответствовать долгосрочным перспективам развития всей дисциплины артистического фехтования.
А ещё, коль скоро мы получили возможность дистанционного участия выступлений, то в равной мере мы получили и возможность дистанционного судейства! Это очень здорово. Можно собрать представительные судейские бригады! Каждую, может, и по десять арбитров, и более. Это позволит сделать оценки максимально объективными, насколько это вообще возможно в рамках субъективного судейства.
Кроме того, можно реально привлекать судей-стажёров. И в больших количествах. И на примере реального судейства разбирать ошибки, неудобства организации и какие-то возникшие идеи.
С этими мыслями и работали над организацией.
Регистрация.
Так как формат новый, было совершенно непонятно, какие могут внезапно всплыть подводные камни при оформлении выступлений, при их съёмке и прочем подобном. Поэтому я принял решение о максимально длительном сроке приёма заявок.
Напомню, заявка на участие состояла из заполненной на нашем сайте электронной формы и присланных видеозаписей самих выступлений.
Так как с одной стороны с нас физически была снята значительная часть работы по организации помещений, приёму делегаций и прочей представительской работы, а с другой стороны, процедура регистрации у меня максимально автоматизирована (при приёме заявок у меня человек не участвует, заявки с сайта сразу попадают в судейскую базу), то мне показалось приемлемым затянуть регистрацию до последнего момента.
Признаю, был не прав. Помимо непосредственно регистрации заявок, необходимо всё же вручную проделать некую подготовительную работу, а именно:
-
- Составить сценарий мероприятия;
- Составить стартовый протокол;
- Подготовить судейскую документацию согласно стартового протокола;
- Подготовить заранее ту наградную и информационную документацию, которая возможна:
-
-
- благодарственные письма судьям,
- волонтёрам,
- заявившимся показательным коллективам,
- дипломы участников,
- слайды информации о судьях,
- информационные блоки об участвующих коллективах,
- титры на видео о выступлении,
- технические сценарии персоналу (режиссёру трансляции, звуко- и светорежиссёру, администраторам),
- и подобное.
-
На это всё нужно время, которого я себе просто не дал. Регистрация судейской бригады закончилась вечером 26 декабря. Регистрация выступлений закончилась днём 26 декабря. В результате, даже с учётом того, что распечатывать пришлось кратно меньше документов, чем на обычный Стальной Рассвет, всё равно мне пришлось потратить на это половину ночи.
А учитывая, что многие участники (да и судьи, что уж греха таить) откликались на мои просьбы не слишком оперативно, подготовка оказалась ещё и достаточно нервной.
На будущее надо запомнить, что, даже если организация предварительного этапа кажется максимально автоматизированной и не требующей значительного вмешательства, это не значит, что можно ставить себе крайние сроки и загонять себя во временной цейтнот.
Все регистрационные действия нужно прекращать как минимум за двое суток до дня Х, и после их прекращения уже не принимать никаких изменений, кроме снятия выступлений с участия.
Также (это я сделал, к сожалению, слишком поздно), регистрацию показательных выступлений нужно вести на равных правах с соревновательными выступлениями. Т.е. через ту же электронную форму. На данном этапе нужно просто свести на нет всю работу оргкомитета с исходными данными. За корректность информации о себе и своих выступлениях ответственность должны нести сами коллективы. Им для контроля нужно предоставить все необходимые инструменты – сводные таблицы регистрации, подробные бланки о зарегистрированных от них выступлениях и прочее.
В регистрационных же формах нужно свести до минимума как дублирующуюся информацию, так и возможность ввода некорректных данных, нераспознаваемых скриптами базы. Например, участника можно зарегистрировать, указав как «Фамилию, имя и отчество», так и «Имя, фамилию». И никакой компьютер не в состоянии распознать, где что указано.
Кроме того, если спортсмен является участником нескольких выступлений, его данные приходится заново вводить для каждого выступления. И при возникновении опечаток, компьютер не в состоянии будет понять, что речь идёт об одном и том же человеке.
Электронные формы для данного этапа я буду дорабатывать, исходя из опыта проведения этого Рассвета.
Но это мои ошибки. Из плюсов стоит отметить тот факт, что наличие значительной автоматизации позволило, всё же, обойтись без значительных проблем и неразберихи, сэкономить массу времени и сил и сделать всё одному. Так что, я считаю, здесь мы идём верной дорогой.
Ещё один момент предварительного этапа стоит отметить особо. Речь о процедуре предоставления видеозаписей для онлайн-участия. На этот раз здесь был полный произвол. Названия файлов могли быть какими угодно, заливаться они могли куда угодно, ссылки на них могли приходить тоже как угодно.
Для меня это оказалось крайне неудобно. Мониторить массу разных мест, где мне могут написать о видеофайлах просто нереально. Отмечать, кто прислал видео, а кто ещё нет – тоже, ибо нет возможности проследить полноценно историю общения. Сортировать и хранить видео приходится вручную, вручную же переименовывать сразу после скачивания, чтобы ничего не перепуталось. Да, и не забыть скачать! А то придёт ссылка в тот момент, когда я за рулём или на тренировке. А появившись дома, уже и не вспомню о ней.
А надо ведь ещё понимать, что воспроизводить это видео в трансляцию будет совершенно сторонний человек. И для него это должно быть предельно понятно и структурировано.
На будущее, всё это нуждается в стандартизации. Да, файлы по-прежнему могут храниться в любом удобном облаке. Но вот ссылку на них нужно присылать через такую же стандартную форму, чтобы можно было автоматизировать скачивание, а участникам приходило уведомление, что их файлы скачаны и могут быть удалены из облака.
Из-за особенностей организации на данной площадке (в центре «Пилот» мероприятия проходят очень плотно), и того, что видео выступлений, в том числе и наших, были получены в последний момент, мы не смогли заранее протестировать качество трансляции. И конечно, это сказалось во время проведения мероприятия. Именно по этой причине все видеозаписи должны быть получены оргкомитетом заранее, как минимум за два дня до начала трансляции.
Но, кстати, онлайн-формат позволяет разнести по времени организационные и выступательные моменты для нас, как организаторов. Этим надо активно пользоваться. Т.е. снять собственные выступления заранее и уже думать только об организационной стороне работы. В обычном формате такое невозможно, и это всегда было для нас очень тяжело. Как в плане контроля течения события, так и в плане качественного участия на сцене.
Организация онлайн-судейства.
По какой-то причине мне казалось (и, поверьте, основания для этого были), что оценки судей я буду вносить достаточно быстро, и даже будет возможность формировать слайд с информацией о баллах за прошедший номер не позднее, чем к концу следующего выступления.
Суровая действительность очень быстро заставила меня одуматься.
Во-первых, я предложил судьям целых три формата высылки оценок на выбор. Это неверное решение. Переключаться между картинками одного судьи и текстовыми сообщениями другого судьи было очень тяжело. Тем более, что интернет-канал был выдан эксклюзивно компьютеру с трансляцией, поэтому оценки я принимал на телефоне.
Вообще, как показала практика, физически нереально смотреть присланные оценки и вносить их в базу на одном и том же компьютере. Поэтому, оптимальным оказался режим, когда оценки мне читает с телефона помощник, а я их вношу в протоколы.
И отсюда, самым удобным форматом на тот момент оказалось текстовое сообщение ВКонтакте. С телефона оно читается гораздо лучше, чем маленькая замыленная фотография бумажного протокола, и ошибок с чтением оценок не возникает вообще. Кроме того, и скорость внесения оценок с такого сообщения максимальна.
Молодцы те судьи, что сразу догадались структурировать такие сообщения и присылать мне оценки в одном и том же виде.
Из-за цейтнота по времени оказалось крайне удобно отслеживать, чьи оценки я внёс, а чьи ещё нет просто просматривая, какие сообщения Вконтакт помечает, как непрочинанные.
При ручном вводе оценок дробные оценки с десятыми и сотыми долями оказались истинным злом. Для ввода этих дробей рука находится в неудобном положении над цифровой клавиатурой и к десятому протоколу её просто сводит судорогой. И вероятность опечаток сильно возрастает. Значительно быстрее и проще вводить целочисленные значения.
Всё вышесказанное однозначно говорит за то, что никакого ручного ввода оценок быть просто не должно!!!
Так же, как я автоматизировал этап регистрации, так же нужно автоматизировать и этап судейства. Даже простая электронная форма для выставления оценок по типу регистрационной уже значительно облегчила бы работу. Между судьёй, выставляющим оценки и базой, формирующей итоговую документацию, не должно быть вообще никаких ручных операций и дополнительных людей. Тем более, когда судейская бригада переваливает за десяток человек. Один секретарь физически не в состоянии внести её оценки в базу оперативно.
Над этим я тоже буду работать в ближайшее время, тем более, что пути реализации вполне понятны.
Анализ прошедшего.
Цейтнот по времени при внесении оценок с одной стороны, и возможность задержать награждение с другой позволили не сильно нервничать при заполнении базы. Так как информация о судейских вердиктах осталась в истории сообщений, я смог спокойно вечером, после завершения официальных мероприятий сесть и проверить введённые оценки всех судей. А предварительная публикация протоколов судейскому коллективу позволила выявить несколько опечаток.
В этом плане онлайн вариант фестиваля однозначно удобнее стандартного, где на формирование наградной документации у нас около пятнадцати минут максимум. И приходится доверять секретарю и помощникам в том, что они корректно внесли данные судейских записок.
Впрочем, на обычном Стальном Рассвете судейские бригады у нас редко превышали пять человек, поэтому вносить их оценки было и быстрее и проще.
По результатам я считаю, что ни одно соревнование не должно в будущем проходить аккредитацию, если у него не заявлена автоматическая (в том или ином виде) регистрация судейских оценок. Т.е. между судьёй и итоговым протоколом не должно быть никаких других людей. Ни секретарей, ни Главного судьи, никого! К этому надо идти и реализовывать нужные платформы в ближайшем будущем. Благо, наработки и возможности есть.
Качество трансляции.
На этом фестивале остро встал вопрос – как судить выступления, которые в трансляции шли с задержками, выпадением кадров или в формате слайд-шоу?
Окончательного ответа у меня пока нет. По факту, каждый судья должен решать, судит ли он ту картинку, которую увидел, или информации для объективного судейства ему было недостаточно. И если оценки выступлению выставили менее какого-то количества судей (скажем, менее половины бригады), то данное выступление считать неотсуженным. А вот как поступать дальше – пока не ясно. Возможно, повторить трансляцию. Возможно, отсудить высланную судьям видеозапись. Этот аспект организации требует дальнейшей проработки.
Как минимум, организаторам (например, нам на следующем подобном мероприятии) стоит просто перекодировать все видеозаписи к одному формату и одному битрейту. В этом случае все участники с технической точки зрения будут в равных условиях. На этом Рассвете получилось не так.
Общение с судьями.
Как показала практика, когда пошёл вал оценок, я просто оказался не в состоянии реагировать на какие-то иные события фестиваля. Возникающие у судей вопросы, какие-то уточняющие сообщения для них, просто решение каких-то проблем – всё выпало из моего внимания и решалось постольку поскольку.
Поэтому обязательно нужно два секретаря – для работы с итоговой документацией и для работы с информацией для трансляции (оценки за номер, титры, слайды, информация). Кроме того, нужен человек на контроле трансляции. Т.е. тот, кто смотрит её через иной интернет-канал (например, сотовую сеть) и оперативно обращает внимание на проблемы.
А Главный судья должен держать на контроле оперативное общение между всеми участниками мероприятия. На обычном Стальном Рассвете у нас так и было. Здесь, просто, необходимость всех этих людей сразу не была очевидной. Казалось, я всё успею сам.
Результаты работы судей.
Хотелось бы отметить один интересный момент. Такие многочисленные судейские бригады работали на мероприятии впервые. У меня не было ни опыта, ни представления о том, какой именно усреднённый результат получится в этом случае. Только какие-то прикидки и предварительные расчёты.
Как оказалось, во-первых (и это я предполагал сразу), чем больше судей, тем меньше влияние отдельного судьи на конечный результат. Так что я буду ратовать за максимально возможные по численности судейские бригады на всех дальнейших соревнованиях, тем более, что технические средства это позволяют.
А во-вторых, анализ индивидуальных оценок на фоне остальных судей показал, что вне зависимости от города проживания судьи, его опыта судейства, разброс выставленных оценок за один и тот же номер крайне невелик. Судьи в этот раз вообще никак не могли видеть оценки друг друга и судили совершенно независимо. Это показывает, на мой взгляд, что основные критерии оценки большинство воспринимает совершенно схожим образом, а значит, критерии объяснены им понятно и не вызывают каких-то двойных толкований.
И кроме того, проблема неадекватности судейства, значит, не есть проблема некомпетентности отдельных судей. Это проблема попыток переусложнить судейство с технической точки зрения (множество критериев, множество типов шкал, сложные математические расчёты во время выставления оценок и так далее), или проявление прямых попыток влиять на судейство со стороны третьих лиц.
И это ещё раз подводит меня к мысли о том, что никакое мероприятие не может быть аккредитовано как спортивное, если в нём нет автоматизированного внесения оценок судей в итоговый протокол. Более того, я, скорее всего, буду в дальнейшем отказываться от участия в крупных мероприятиях, где такой системы не применяется, или участвовать только на правах показательных выступлений.
Церемонии.
То, что мероприятие проводится онлайн, никак не отменяет обычные церемонии открытия и закрытия. Более того, их можно сделать более интересными и зрелищными именно потому, что это срежиссированная трансляция.
Так что, обязательным компонентом регистрационной формы участия, на мой взгляд, должна быть фотография коллектива в таком качестве, которое позволит включить её в трансляцию. Под качеством я понимаю не размер и разрешение фотофайла, а содержание и композицию самой фотографии.
Эта фотография будет присутствовать в видеоряде на представлении команд, а также в видеоряде на награждении, если команда займёт призовое место.
Возможно, коллективам даже нужно предоставить какой-то шаблон такой фотографии.
Вообще, формат церемоний именно в онлайн версии надо ещё придумывать и продумывать. Надеюсь, что наш опыт подхватят другие коллективы, и мы придём к каким-то зрелищным вариантам их оформления.
Напоследок.
Анализируя регистрационные формы, я понял, что очень много информации в них является лишней, совершенно не актуальной ни в каком виде для проведения мероприятия.
С другой стороны, информация этих форм не позволяет сформировать для коллективов-участников, например, командную заявку в автоматическом режиме.
Над этим тоже нужно поработать в ближайшее время. Чем дружелюбнее, проще для участников, технологичнее для организаторов будет автоматизированная система организации и проведения мероприятия, тем больше наших, организаторских, усилий будет сосредоточено на качестве и наполнении события. А значит, и на повышении уровня мероприятий. А значит, на повышение привлекательности участия в них, и, как следствие, на популяризацию нашей дисциплины в целом.
Так победим!