Техническая оценка выставляется раздельно по четырём критериям:
- Школа.
- Мастерство.
- Сложность.
- Уровень.
Все критерии оцениваются с шагом 1 балл от минимальной оценки, до максимальной. Некоторые критерии подразумевают дополнительное уточняющее деление.
Судье гораздо проще оперировать целыми числами и простыми интервалами, поэтому оценки по каждому критерию он выставляет в баллах от 0 до 10 с шагом в 1 балл. Эти оценки приводятся к максимальным по правилам ФАФ путём деления на соответствующий коэффициент.
В базу данных оценки судей записываются в неизменном виде, так, как они выставлены в протоколах. Преобразование происходит в момент формирования отчётов и протоколов.
Каждый судья выставляет свои оценки независимо и, по окончании выступления, предоставляет их в виде судейской записки в секретариат, где их обрабатывают и заносят в протокол общую оценку.
Общая оценка по каждому критерию является средней оценкой всех судей по данному критерию, округлённой до тысячных долей балла.
Общая техническая оценка за выступление является суммой общих оценок по отдельным критериям, минус штрафы, присуждённые номеру.
Принципы и порядок выставления оценок по каждому критерию.
Школа.
При оценивании «фехтовальной школы» учитывается правильность принятия боевой стойки, держания оружия, выполнения основных приемов маневрирования, позиций и защит, техника выполнения основных приемов нападения и разновидностей действий.
При оценке школы фехтования судьи смотрят на характерные особенности исполнения приёмов с оружием спортсменом (спортсменами).
В общих словах, фехтовальная школа есть техническая оценка постановки выступления. Того, какие приёмы и их комбинации были использованы, на какую физическую подготовку была рассчитана схема выступления и прочее подобное. По сути, это оценка постановщика номера, его фехтовального кругозора и общего понимания сути и взаимосвязи приёмов.
Эта оценка разбита в протоколе на три составляющих:
- Арсенал;
- Комбинаторика;
- Логичность.
По каждой составляющей выставляется балл от 1 до 10.
· Арсенал
Под «Арсеналом» подразумевается общее богатство технического арсенала, т.е. часто ли повторяется в выступлении один и тот же приём, насколько выступление в целом выглядит разнообразным. При этом, оценка за «Арсенал» не увеличивается, если в выступлении используется разное оружие, но каждым из них исполняются в принципе одни и те же движения. Например, умение исполнить диагональный удар сверху мечом и шестом мечевым хватом не показывают более богатый арсенал приёмов.
«Арсенал» так же не увеличивается за использование различных трюковых движений в отрыве от фехтования. Сальто, исполненное само по себе не увеличивает оценку «Арсенала», равно как и кувырки. То же относится и к рукопашным приёмам и приёмам борьбы (имеется ввиду отдельное исполнение, в отрыве от работы оружием).
Простыми словами, «Арсенал» – это разнообразие использованных приёмов с оружием и против оружия.
· Комбинаторика
Под «Комбинаторикой» подразумевается общая сложность перехода с одних приёмов на другие, сложность и арсенал необходимых сопутствующих навыков для исполнения этих переходов. Это так же демонстрируемая вариативность исполнения разных приёмов из одинаковых начальных условий. Кроме этого, в «Комбинаторике» учитывают комбинации одновременно исполненных различных движений. Например, удары в прыжках, с нетипичных перемещений, из нехарактерных позиций или логичное совмещение с иными боевыми приёмами (например, с рукопашными приёмами, либо работу парным оружием и т.п.).
Для синхронных перестроений помимо вышеперечисленного в этот критерий включаются различные способы перестроений и фигур, исполненные с помощью фехтовальных приёмов.
Для боевых выступлений – наличие взаимодействия более двух бойцов, либо, для дуэлей – темповая сложность парного взаимодействия.
· Логичность
Под этим критерием подразумевается адекватность исполняемых приёмов применяемому оружию. Т.е. подходит ли демонстрируемая техника под то вооружение, которое использует спортсмен. Укол с выпадом, исполненный топором, является примером нелогичного применения техники.
Для боевых сцен под этот критерий также попадает логичность следования связок и соединений приём-контрприём.
Кроме того, здесь же оценивается общая осмысленность и завершённость схемы, её непротиворечивость, органичность.
Общая оценка «Школы» является суммой оценок по данным критериям.
В протоколе общая сумма баллов, выставленная судьёй, делится на 6, для приведения к интервалу 0 — 5 балла.
Мастерство.
«Мастерство владения оружием» характеризуют согласованность (временная, пространственная, ритмическая) действий партнеров, логичность действий в боевых связках и виртуозность владения оружием (которая проявляется в «легкости» и в относительно высокой скорости маневрирования и взаимодействия оружием без потерь качества исполнения).
Основным критерием мастерства владения оружием признаётся качество выполнения основного действия фехтования – удара либо укола. При этом, грубой ошибкой признаётся исполнение ударов либо уколов в форме, когда они в принципе не были бы эффективными, будучи выполненные в боевой форме (например, удары плашмя). В определении грубых ошибок присутствуют только критично значимые параметры удара либо укола, искажение которых уничтожает эффективность исполняемого действия вообще.
При оценке мастерства владения оружием выступлению может быть присуждено до 10 баллов штрафа за допущенные ошибки.
За отличное исполнение или выдающееся, по мнению судьи, мастерство, выступлению может быть начислено до 6 баллов бонуса.
Штрафы и бонусы за «Мастерство» выставляются независимо по усмотрению судьи. Поэтому, возможна ситуация, когда выступление имеет некоторый штраф и некоторый бонус одновременно.
Грубые ошибки.
- Удар плашмя — видимый недоворот плоскости лезвия в плоскости удара более 10о.
- Медленный удар — несоответствие демонстрируемой динамики удара той, что необходима была бы для его успешного исполнения на практике. Определяет некоторую пороговую величину скорости, медленнее которой удар перестаёт восприниматься таковым. Определяется судьёй визуально, исходя из собственного опыта.
- Удар мимо цели — значительная неточность в выборе цели удара, удар исполняется мимо противника, либо атакующий должен значительно исказить демонстрируемую структуру движения, чтобы попасть по атакуемому (например, заметно потянуться оружием за атакуемым). Для «Упражнения «Соло»» данной ошибкой признаётся исполнение ударов выше головы солиста, либо с явно отсутствующим «акцентом» — концентрацией энергии в определённом направлении. Т.е. удар «размазан» по всей траектории и не имеет заметных ускорений в точке предполагаемого контакта с противником.
- Отсутствие контроля в атаке — атакующий травмировал своего напарника, либо создал травмоопасную ситуацию, которая была преодолена за счёт прерывания хода постановки.
- Падение оружия — оружие выпало из рук в процессе исполнения удара, либо по его завершению, и это не обусловлено сюжетом постановки.
- Слабость хвата — видимое неконтролируемое перемещение рукояти оружия в пределах хвата. На ударах оружие выворачивает из запястья, проворачивает либо вытягивает (хват смещается к навершию) в кулаке. Визуально определяется изломом запястья, дискомфортным для восприятия в данной ударной технике.
- Отсутствие контроля пространства — при исполнении удара оружие с силой врезается в сцену, декорации, кулисы либо партнёров по постановке, не задействованных на данный момент в бою.
- Отсутствие контроля равновесия — при исполнении удара атакующий падает, либо неконтролируемо теряет равновесие (вынужден значительно исказить структуру движения, либо прервать его вообще, либо не делать следующего удара, чтобы восстановить равновесие).
В итоговом протоколе максимальная оценка за «Мастерство» — 5 баллов. Для приведения выставленных судьёй оценок к итоговой используется следующая формула:
3,5 – (Штраф за ошибки) * 3,5 / 10 + (Бонус) * 1,5 / 6
Т.е. выступление без штрафов и бонусов получает оценку в 3,5 балла. Штрафы её снижают, бонусы – повышают.
Сложность.
«Сложность композиции» с одной стороны отражает насыщенность программы технически сложными комбинациями элементов боя с высоким качеством их выполнения, а с другой отображает общий уровень мастерства фехтовальщиков, «репертуар» действий условного поединка, количество участников выступления, количество одновременно используемого оружия, и т.п.
Сложность выступления оценивается судьёй субъективно, исходя из собственных представлений о сложности исполнения увиденных приёмов и движений. Величина оценки – от 1 до 10 баллов.
Этот критерий является, по сути, некоей обобщённой технической оценкой судьи, в которой он отражает своё мнение о номере в целом.
В протоколе общая сумма баллов, выставленная судьёй, делится на 2,5, для приведения к интервалу 0 — 4 баллов.
Допускается выставление отрицательных оценок по этому критерию, если судья считает, что номер заслуживает штрафа по какой-либо причине.
Уровень.
«Общий уровень выступления» характеризует слаженность работы коллектива, органичность и логичность исполнения технических связок, показанную непротиворечивость тактических схем для боевых постановок, технические находки данного коллектива и общее впечатление от исполнения техники в номере.
По сути, уровень выступления есть оценка качества реализации конкретными выступающими замысла постановщика. Т.е. насколько качественно спортсмены исполнили ту композицию, что была им поставлена, и насколько вообще было понятно, что именно хотел показать постановщик.
Оценка уровня выступления разделена на три составляющих, по каждой из которых выставляется от 1 до 10 баллов:
- Слаженность;
- Качество;
- Темп.
· Слаженность
«Слаженность» характеризует согласованность или несогласованность синхронного выступления либо неточности работы в группе в боевых постановках (ошибки в дистанции, забывание действий, импровизации, «грязную», т.е. абы как, неточную, нечёткую, работу оружием или наоборот, отличную согласованность и слаженность, сработанность в парах и группах.
Для «Соло» «Слаженность» это отсутствие необоснованных пауз, забывания связок, потери пространства и ориентации.
· Качество
«Качество» – это оценка исполнения номера наиболее слабым выступающим. Она характеризует наличие множества технических ошибок, которые ещё нельзя засчитать за грубые, но очевидна недостаточная подготовленность коллектива, либо наоборот, высокий уровень индивидуальной технической подготовки каждого участника.
· Темп
«Темп» характеризует динамику исполнения приёмов, «ритмичность» следования постановки, т.е. отсутствие необоснованных сценарием пауз в связках, своевременность следования защит на атаки (нет запаздывания, нет «чтения мыслей», т.е. заранее исполненных защит), отсутствие заметного проседания динамики к концу номера.
Оценки по данным критериям суммируются.
В протоколе общая сумма баллов, выставленная судьёй, делится на 7,5, для приведения к интервалу 0 — 4 балла.
Выставление оценки.
При выставлении оценок по составляющим «Школы» и «Уровня» судьям рекомендовано принять оценку в пять баллов за условно средний уровень, который обязаны демонстрировать все спортсмены, выходящие на сцену. Если по какой-то составляющей спортсмены этот средний уровень не добирают, то оценка снижается, если превосходят – повышается.
В групповых выступлениях критерий «Школа» рекомендовано оценивать по лучшему выступающему в группе (как эталонному выразителю замысла постановщика), а критерий «Уровень» — по худшему.
Судьи вправе не прислушиваться к этим рекомендациям, а исходить из каких-либо своих соображений.
Для каждого выступления каждый судья заполняет судейскую записку (см. Приложение 1), заранее подготовленную орг.комитетом и передаёт её на обработку в секретариат.