Принципы оценки артистичности выступления

Данные правила подготовлены на основе работы Евгения Гулюгина, студия «Сирано», г. Москва

В основу оценки артистичности выступления положено три критерия:

  • МАСТЕРСТВО ИСПОЛНИТЕЛЯ (0 – 4 балла)
  • МАСТЕРСТВО ПОСТАНОВЩИКА (0 – 4 балла)
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ КОМПОЗИЦИИ (0 – 4 балла)

Все критерии оцениваются с шагом 0.25 балла от минимальной оценки, до максимальной. Некоторые критерии подразумевают дополнительное уточняющее деление.

МАСТЕРСТВО ИСПОЛНИТЕЛЯ.

Мастерство исполнителя — это тот критерий, который в правилах соревнований ФАФ назван собственно «артистизмом».

Оценка мастерства исполнителя состоит из следующих составляющих:

  1. Художественное воплощение и органичность выбранного образа. Оценка до 1 балла. Ситуации, когда исполнителю вообще не подходит выбранный образ, либо наоборот, образ для него очень органичен — это и есть «органичность выбранного образа». Очень серьёзной ошибкой исполнителя будет взять образ и «не потянуть» его в выступлении, не смотря на то, что в целом, он ему подходит. На оценку влияет цельность и последовательность воплощаемого образа, а так же наличие или отсутствие явных анахронизмов (тёмные очки в средние века, джинсы или вообще штаны в античной Греции и подобное). Оценка понижается за плохое или неточное художественное воплощение и повышается за хорошее. Средняя оценка выставляется за обычное, ничем особенно не привлёкшее внимание художественное воплощение.
  2. Физическое воплощение выбранного образа. Оценка до 1 балла. По данной составляющей оценивается пластичность, красота и выразительность движений, музыкальность и подобное. Физических требований к образу может быть как очень много, так и очень мало, в зависимости от выбранного образа и сюжета. Например, если используется образ танцора, спортсмен обязан показать музыкальность, чувство музыки, отсутствие зажатости, т.н. «растанцованность» и т.п. Поэтому оценка меняется соразмерно объёму требований к исполнению, и с учётом того — выполнил он эти требования или нет. За сложный образ сложнее получить высокую оценку, однако за простой образ высокой оценки вообще не будет. Однако, и очень хорошая пластика, но не соответствующая образу, или не к месту, не улучшают оценку по данной составляющей.
  3. Артистизм. Оценка до 1 балла. В общих словах, оценку артистизма можно свести к ответу на вопрос «получает ли спортсмен удовольствие от действия на сцене»! При этом важно подчеркнуть, что «удовольствие» — результат сочетания внимания, фантазии и веры в предлагаемые обстоятельства (всё вместе создаёт «творческую тему»), а не простого самолюбования. Артистизм исполнителя может раскрыться только при условии, что спортсмен будет полностью погружен в свою творческую тему! В частности, должно присутствовать точное понимание логики действий его персонажа, и как результат – понимание его «хотений» (в жизни мы ни одного действия не совершаем, если сначала чего-то не захотим, а на сцене часто всё бывает наоборот – действия становятся пустыми, потому что выполняются механически). Пускай исполнитель будет в чём-то коряв и неуклюж, но если всё его внимание будет сосредоточено на творческой теме, то неподдельное удовольствие от актёрской игры в его глазах\движениях\общем посыле будет заразительно и обаятельно – это и есть критерий артистизма. Если же спортсмен идеально техничен, но сух, сосредоточен на физических действиях\упражнениях, а не на своей творческой теме, или же просто зажат от переживаний — артистичности в нём не будет.
  4. Бонус судьи. Кроме вышеперечисленных оценок судья вправе поставить до одного балла бонуса за мастерство исполнителя, если исполнение номера, на его усмотрение, заслуживает дополнительных поощрений, не подпадающих (совсем или частично) под предыдущие составляющие.

Общая оценка мастерства исполнителя складывается из отдельных оценок по указанным составляющим.

МАСТЕРСТВО ПОСТАНОВЩИКА.

Данный критерий отражает качество реализации первоначальной идеи постановки. Ему соответствует оценка «Композиция постановки» из правил соревнований ФАФ. В общем случае, глядя на выступление, видно, что изначально хотел сказать постановщик номера, и какую идею донести до зрителя. В данном критерии оценивается как изначальная, так и конечная реализация этих идей.

Оценка состоит из следующих составляющих:

  1. Оригинальность сюжета или идеи номера. Оценка до 1 балла. Недоумение от увиденного, ощущение недосказанности, сомнение в логичности произошедшего и т.п. – всё это может служить поводом понижения оценки. В то же время, наличие интересного и оправданного сюжетом хода, наличие актуальной морали или неожиданной идеи в номере поощряются повышением оценки. В целом, общий смысл критерия: исполнителям должно быть нужно зачем-то выйти на сцену, помимо исполнения техники фехтования.
  2. Оригинальность композиции. Оценка до 1 балла. Здесь оценивается общий рисунок выступления, безотносительно конкретной технической реализации. Т.е. в выступлении могут быть технические ошибки и недоработки исполнителей, но общая композиция от этого хуже не становится. Либо, наоборот, при идеальном техническом исполнении общая композиция не блещет оригинальными ходами и идеями, либо вообще, нелогична. Сюда же относится логичность переходов между мизансценами и т.д.
  3. Органичность выразительных средств.  Оценка до 1 балла. Номер может исполняться под неподходящую музыку, или же костюмы в одном номере могут оказаться разных эпох и подобное, либо наоборот, может быть, цветовая гамма костюма идеально сочетается с раскрытием образа, музыка подчёркивать замысел постановщика и органична действию на сцене. Сюда же относится соответствие заданному жанру (у каждого жанра свои выразительные средства).

Кроме того, судья может поставить дополнительно на своё усмотрение бонус до одного балла выступлению за:

  1. Использование дополнительных выразительных средств. Это использование света, звука или живой речи, костюмов, оружия и т.д. — если это заметно улучшает и подчёркивает исполнение номера, делает его более захватывающим и зрелищным. При этом, если спецэффекты произведут впечатление неуместности – судьи вправе не присуждать баллы.
  2. Интересные находки. Различные акценты, необычные и интересные мизансцены, и подобное.

Общая оценка мастерства постановщика складывается из оценок отдельных критериев.

УРОВЕНЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ

В целом, это категория под названием «Общее впечатление» («wow-effect»). В правилах соревнований ФАФ это оценка «Выразительность». Общее впечатление не делится на отдельные составляющее, здесь судья выставляет оценку полностью субъективного, своего личного восприятия номера. Понравился/не понравился, был интересен/не был, зацепил внимание/оставил равнодушным и прочее подобное. Оценка выставляется от 0 до 4 баллов с шагом в 0.25 балла.

Артистическое фехтование. Теория и практика