Принципы и способ технической оценки выступлений

Техническая оценка выставляется раздельно по четырём критериям с шагом в 0.25 балла:

  • Школа. Диапазон оценок 0 – 4 баллов.
  • Мастерство. Диапазон оценок 0 – 5 балла.
  • Сложность. Диапазон оценок 0 – 5 баллов.
  • Уровень. Диапазон оценок 0 – 4 балла.

Максимальная оценка, которую номер может получить за технику исполнения по сумме критериев – 18 баллов.

Каждый судья выставляет свои оценки независимо и, по окончании выступления, предоставляет их в виде судейской записки в секретариат, где их обрабатывают и заносят в протокол общую оценку.

Общая оценка по каждому критерию является средней оценкой всех судей по данному критерию, округлённой до сотых долей балла.

Общая техническая оценка за выступление является суммой общих оценок по отдельным критериям, минус штрафы, присуждённые номеру.

Принципы и порядок выставления оценок по каждому критерию.

Школа.

При оценивании «фехтовальной школы» учитывается правильность принятия боевой стойки, держания оружия, выполнения основных приемов маневрирования, позиций и защит, техника выполнения основных приемов нападения и разновидностей действий.

При оценке школы фехтования судьи смотрят на характерные особенности исполнения приёмов с оружием спортсменом (спортсменами).

Базовая оценка за школу – 2 балла.

Эта оценка изменяется судьёй в большую или меньшую сторону согласно следующего списка критериев (в скобках даны границы оценки):

  • Наличие характерного исполнения атак и защит, одинакового на всём протяжении выступления (-0.25/+0.25);
  • Выдержан ли характерный способ демонстрации техники в целом (например, принципиальное отсутствие выраженных боевых стоек или их принципиальное наличие и подобное. Т.е. если в течение всего выступления спортсмен не использует стойки, а в какой-то момент внезапно замирает в чем-то подобном, и это не обусловлено сюжетом выступления, то характерный способ не выдержан) (-0.25/+0.25);
  • Общее богатство технического арсенала (часто ли повторяется в выступлении один и тот же приём)(-0.5/+0.5);
  • Общая сложность комбинаторики (для синхронных выступлений – сложность перестроений с одновременной демонстрацией техники, для боевых выступлений – наличие взаимодействия более двух бойцов, либо, для дуэлей – темповая сложность парного взаимодействия, для соло – легкость переходов между приёмами в темповых связках и их взаимная сложность) (-0.5/+0.5);
  • Пластичность, отсутствие закрепощённости, лёгкость и гибкость движений спортсменов (стабильность проявления зажатости и скованности, не обусловленная снаряжением, общая растяжка и демонстрируемая свобода движений в суставах и подобное) (-0.25/+0.25);
  • Наличие общей двигательной базы (т.е. отсутствие смешения стилей, например, когда уколы выполняются в стиле классического фехтования, удары в стиле русских боевых систем, а рукопашные техники – чистое заимствование восточных техник) (-0.25/+0.25).

В ситуации, когда выступление представляет собой намеренное смешение различных фехтовальных стилей (т.е. это обусловлено сюжетом), спортсмены должны понимать, что судьи будут оценивать школу по каждому предъявленному стилю фехтования, если смогут опознать его как самостоятельный стиль. Если такое опознание будет затруднено (в пределах длительности номера плюс две минуты, выделенные судьям на оценку выступления), то судья вправе считать показанное смешением стилей.

Для облегчения работы судей в указанной ситуации, коллективам рекомендуется в заявке на выступление явно указывать наличие подобных сюжетных ходов. Так же рекомендуется поступать, когда сюжетом обусловлено намеренное отсутствие явно выраженной школы.

Мастерство.

«Мастерство владения оружием» характеризуют согласованность (временная, пространственная, ритмическая) действий партнеров, логичность действий в боевых связках и виртуозность владения оружием (которая проявляется в «легкости» и в относительно высокой скорости маневрирования и взаимодействия оружием без потерь качества исполнения).

Основным критерием мастерства владения оружием признаётся качество выполнения основного действия фехтования – удара либо укола. При этом, грубой ошибкой признаётся исполнение ударов либо уколов в форме, когда они в принципе не были бы эффективными, будучи выполненные в боевой форме (например, удары плашмя). В определении грубых ошибок присутствуют только критично значимые параметры удара либо укола, искажение которых уничтожает эффективность исполняемого действия вообще.

При оценке мастерства владения оружием выступлению присваивается 3.5 балла на начало номера. За допущенные грубые ошибки исполнения этот балл уменьшается на соответствующую величину. За отличное исполнение или выдающееся, по мнению судьи, мастерство, выступлению начисляются бонусы от 0,25 до 1 балла с шагом 0,25 балла.

Бонусы и штрафы за ошибки начисляются независимо. Одно и то же выступление может содержать как штрафы за грубые ошибки, так и бонусы за мастерство. Однако, есть грубые ошибки, наличие которых не совместимо с бонусами, так как подразумевает отсутствие достаточного для премирования мастерства. Это указано в описании соответствующих ошибок.

Кроме того, вводится такое понятие, как систематическое исполнение грубой ошибки. Это исполнение одной и той же грубой ошибки более двух раз. Наличие систематических грубых ошибок показывает недостаток подготовки и не совместимо с бонусами за мастерство. Систематичность ошибки увеличивает штраф за неё вдвое).

Грубые ошибки (в скобках – величина штрафа).

  1. Удар плашмя (0.25) — недоворот плоскости лезвия в плоскости удара более 10о.
  2. Медленный удар (0.25) — несоответствие демонстрируемой динамики удара той, что необходима была бы для его успешного исполнения на практике. Определяет некоторую пороговую величину скорости, медленнее которой удар перестаёт восприниматься таковым. Определяется судьёй визуально, исходя из собственного опыта.
  3. Удар мимо цели (0.25) — значительная неточность в выборе цели удара, удар исполняется мимо противника, либо атакующий должен значительно исказить демонстрируемую структуру движения, чтобы попасть по атакуемому (например, заметно потянуться оружием за атакуемым).
  4. Отсутствие контроля в атаке (1) — атакующий травмировал своего напарника, либо создал травмоопасную ситуацию, которая была преодолена за счёт прерывания хода постановки. Наличие в выступлении хотя бы одного эпизода отсутствия контроля атаки не позволяет начислять выступлению бонусы за технику.
  5. Падение оружия (0.5) — оружие выпало из рук в процессе исполнения удара, либо по его завершению, и это не обусловлено сюжетом постановки.
  6. Слабость хвата (0.25) — видимое неконтролируемое перемещение рукояти оружия в пределах хвата. На ударах меч выворачивает из запястья, проворачивает либо вытягивает (хват смещается к навершию) в кулаке.
  7. Отсутствие контроля пространства (0.5) — при исполнении удара оружие с силой врезается в сцену, декорации, кулисы либо партнёров по постановке, не задействованных на данный момент в бою. Наличие в выступлении хотя бы одного эпизода отсутствия контроля пространства не позволяет начислять выступлению бонусы за технику.
  8. Отсутствие контроля равновесия (0.5) — при исполнении удара атакующий падает, либо неконтролируемо теряет равновесие (вынужден значительно исказить структуру движения, либо прервать его вообще, либо не делать следующего удара, чтобы восстановить равновесие).

По сумме штрафов за грубые ошибки оценка выступления не может стать отрицательной. Если сумма штрафов оказалась больше трех с половиной баллов – мастерству выставляется нулевая оценка. По решению судей, в подобной ситуации может быть понижена оценка за «Общий уровень выступления».

Сложность.

«Сложность композиции» с одной стороны отражает насыщенность программы технически сложными комбинациями элементов боя с высоким качеством их выполнения, а с другой отображает общий уровень мастерства фехтовальщиков, «репертуар» действий условного поединка, количество участников выступления, количество одновременно используемого оружия, и т.п.

Базовая сложность, оцененная в 0 баллов выставляется условному выступлению в номинации «Упражнение «Соло»» с демонстрацией базовой техники данного коллектива облегченным имитатором оружия. Это та техника, которой должны обладать все участники коллектива, вышедшие на сцену. В общем случае, это простые одиночные атаки на месте, либо с продвижением на один шаг; простые одиночные защиты; цикличное исполнение одного и того же элемента из подкласса «игры клинка» и подобное.

Для синхронных выступлений и боевых композиций базовая сложность признаётся равной 0.5 балла для условного выступления в рамках базовой техники данного коллектива из-за необходимости согласованной работы нескольких участников.

  • Сложность увеличивается на

­   0.5 балла для «Упражнения «Группа»» или «Группа – свободный стиль», если в синхронной, либо боевой постановке используется несколько различных видов оружия с демонстрацией характерных особенностей владения им. Здесь имеется ввиду, например, что если в синхронном выступлении используются мечи и топоры, но при этом выполняются абсолютно одинаковые движения (т.е. различное оружие введено исключительно для красоты номера), то сложность в таком случае не увеличивается;

­   0.25 балла для «Упражнения «Соло»» при демонстрации техники владения различными видами оружия последовательно. При этом, время демонстрации техники каждым видом оружия должно быть достаточным для показа характерных для него приёмов (т.е. использование разного оружия в выступлении должно быть технически оправдано).

  • Сложность увеличивается на 0.25 балла при одновременном использовании парного либо непарного оружия (например, два меча, либо щита и меча). При этом, необходимо в достаточной мере продемонстрировать атакующие свойства всего используемого вооружения. Т.е. если, например, в номере используется щит и меч, но щитом демонстрируются только защитные движения, сложность не увеличивается, так как по факту, для демонстрации основного содержания используется только одно оружие.
  • Сложность увеличивается на 0.25 балла при использовании в выступлении оружия, приближенного по характеристикам к реальному (по материалу, весу, балансу). Сложность не увеличивается, если использовано необоснованно переутяжелённое (т.е. не оправданное сюжетом постановки) по отношению к реальному оружие.
  • Сложность увеличивается на 0.5 балла при использовании в выступлении тяжелого защитного снаряжения, приближенного к реальному по характеристикам (конструкция, материалы, вес). Имеются ввиду кольчуги, ламеллярные и ламинарные доспехи, латные доспехи, и неисторичные доспехи, значительную часть конструкции которых составляют металлические защитные элементы, действительно выполняющие свои функции.
  • Сложность увеличивается на

­   0.25 балла, если чистое фехтование в номере (за вычетом всех пауз длиннее трёх секунд) по времени длится по верхней границе временных нормативов для номинации, при этом используется приближенное к реальному оружие.

­   0.5 балла, если чистое фехтование в номере (за вычетом всех пауз длиннее трёх секунд) по времени длится по верхней границе временных нормативов для номинации, при этом используется приближенное к реальному защитное снаряжение.

  • Сложность увеличивается на 0.25 балла при преимущественном исполнении в выступлении связок приёмов, выполненных в темп. Связка подразумевает комбинацию не менее чем из трёх приёмов. Имеется ввиду, что от общего объёма демонстрируемой техники в выступлении таких связок должно быть не менее 40%.
  • Сложность увеличивается на

­   0.25 балла при наличии исполнения нескольких (не менее трёх) различных действий оружием в простом прыжке (т.е. без вращения вокруг осей тела) либо в положении контролируемой потери равновесия;

­   0.5 балла при наличии исполнения нескольких (не менее трёх) действий оружием в прыжке с вращением до 360о вокруг вертикальной оси тела.

  • Сложность увеличивается на

­   0.5 балла при наличии исполнения нескольких (не менее трёх) различных действий оружием в прыжке с вращением до 360о вокруг сагиттальной либо поперечной осей тела;

­   0.25 балла для последовательного исполнения в темп действий оружием и прыжков с вращением вокруг указанных осей (т.е. в темп переход от действия оружием на прыжок, либо в темп переход с прыжка на действие оружием). Необходимо особо отметить, что простое удержание оружия во время указанных прыжков не является основанием для увеличения сложности на 0.5 балла, а одиночное исполнение прыжка не в темп с фехтовальным приёмом не является основанием для увеличения сложности на 0.25 балла.

  • Сложность увеличивается на

­   0.5 балла при наличии исполнения хотя бы одного действия оружием в темп последовательно с прыжками с вращением более чем на 360о по любой из осей, либо с вращением до 360о одновременно по любым двум осям;

­   0.75 балла при одновременном исполнении действия оружием в подобном прыжке.

  • Сложность увеличивается на 0.25 балла при наличии в выступлении оправданных контролируемых моментов нахождения оружия в безопорном положении (подбрасываний, перебросов и подобного). Следует особо отметить, что простое наличие переброса не увеличивает сложность выступления. Переброс должен быть логически оправдан схемой боя, либо логикой построения связки в упражнении.
  • Сложность так же может быть увеличена коллективом на величину до 1 балла (с шагом 0.25) с подробным указанием критерия увеличения по типу вышеприведённых пунктов.

Все увеличения сложности являются независимыми и суммируются.

При увеличении сложности за прыжковые элементы следует иметь ввиду, что в пунктах, в которых отмечено, что элементы должны быть различными, имеется ввиду, что сложность не должна увеличиваться за исполнение нескольких одинаковых прыжковых элементов.

При увеличении сложности коллективом на  своё усмотрение (последний пункт), следует иметь ввиду, что увеличение сложности признаётся только применительно к фехтовальным техникам. Т.е. если в номере используются рукопашные приёмы, борьба или подобное, то они увеличивают сложность только при применении совместно с оружием или против него. За части постановки, в которых использован чистый рукопашный бой или чистая борьба, сложность не повышается. Аналогичный подход распространяется и на иные критерии, которые коллектив сочтёт увеличивающими сложность.

Стартовая сложность указывается коллективом в заявке с подробной расшифровкой. Примером расшифровки могут служить вышеприведённые пункты с исключением комментариев и примеров. Судьи оценивают выступление отмечая, была ли достигнута заявленная сложность по каждому из пунктов. В результате, выступление может набрать, либо не набрать заявленную сложность.

Общий балл за сложность не может превысить максимальный по этому критерию – 5 баллов.

Уровень.

«Общий уровень выступления» характеризует слаженность работы коллектива, органичность и логичность технических связок, непротиворечивость тактических схем для боевых постановок, технические находки данного коллектива и общее впечатление от исполнения техники в номере.

Базовая оценка за общий уровень на начало выступления – 2 балла.

Данная оценка может быть снижена за:

  • Несогласованность синхронного выступления либо неточности работы в группе в боевых постановках (ошибки в дистанции, забывание действий, импровизации, «грязную», т.е. абы как, неуверенную, работу оружием и т.п.) – на 0.25 балла;
  • Наличие множества технических ошибок на грани грубых, т.е. таких, которые ещё нельзя засчитать за грубые, но очевидна недостаточная подготовленность коллектива – на 0.25 балла;
  • Наличие грубых ошибок, когда оценка за «Мастерство» получается меньше нуля – 0.5 балла в дополнение к остаточному штрафу за «Мастерство», но не ниже нуля;
  • Большие паузы в исполнении технических связок, либо низкий темп работы оружием – до 0.5 балла на усмотрение судей;
  • Низкую физическую подготовку выступающих, проявляющуюся в заметной усталости при исполнении номера – до 0.5 балла на усмотрение судей;
  • Небрежную или неосмотрительную работу оружием (наступание на лежащее оружие, либо бросание оружия, не обусловленное ходом выступления, разрушение оружия, либо отлёт различных элементов реквизита в зрителей и подобное) – до 1 балла на усмотрение судей;
  • Отсутствие логики в нескольких боевых связках (неоправданность действий, не обусловленная постановкой) – на 0.25 балла.

Данная оценка может быть увеличена за:

  • Отменную слаженность или синхронность исполнения – на 0.25 балла;
  • Заметный одинаково высокий уровень подготовки всех участников выступления – на 0.25 балла;
  • Неизменно высокий темп исполнения на протяжении всего выступления – до 0.5 балла на усмотрение судей;
  • Высокая насыщенность техническими действиями на единицу времени постановки – до 0.5 балла на усмотрение судей.
  • Ярко выраженную специфику и стилистику коллектива по отношению к остальным выступающим при высоком качестве подготовки – до 0.5 балла на усмотрение судей;
  • Большое количество технически сложных действий, оправданных сюжетом постановки – до 0.5 балла на усмотрение судей;
  • Работа по верхним границам временных нормативов для номинации без снижения качества выступления – на 0.25 балла.

Кроме того, дополнительно оценка может быть понижена или повышена судьёй на сумму до 0.5 балла по личному усмотрению, если он сочтёт это необходимым.

Данные оценки суммируются, но итоговая оценка не может быть меньше нуля, либо больше четырёх баллов.

Выставление оценки.

Для каждого выступления каждый судья заполняет судейскую записку (см. Приложение 1), заранее подготовленную орг.комитетом и передаёт её на обработку в секретариат. Судейская записка составлена таким образом, чтобы максимально упростить и ускорить работу судьи.

Порядок заполнения записки следующий – судья проставляет галочки в пустых клетках напротив того балла или оценки, который считает адекватным по указанному критерию. Остальные клетки остаются незаполненными.

Если судья допустил ошибку, то она исправляется простановкой точного балла цифрой в соответствующем поле. При занесении оценки в протокол, последний будет иметь преимущество перед любыми другими отметками.

Артистическое фехтование. Теория и практика