Подготовка
Надо сказать, что мысль о проведении такого фестиваля возникла в конце марта и, буквально, внезапно. Нет, были идеи о том, что неплохо бы что-то подобное летом провести, особенно интенсивно они высказывались сразу после поездки в Коломну, но никто не предполагал, что все вот так возьмет и начнет готовится. Спасибо Еле Каревой, отвесившей увесистый пинок и заставившей начать воплощать идеи в жизнь.
Основная задача фестиваля виделась мною в том, чтобы заинтересовать городские клубы, занимающиеся в сходных направлениях, влиться в арт-фех и работать предметно в его рамках. Поэтому следовало придумать форматы конкурсов, которые бы подошли максимально широкому кругу участников, и, с другой стороны, были бы понятны без лишних комментариев зрителям.
Поэтому, во-первых, судейство сразу предполагалось открытым, с немедленным объявлением результата, а во-вторых, принцип оценки максимально упрощался.
Плюс к этому, я решил провести два оригинальных конкурса, формат которых к арт-феху еще не применялся.
Первый — это так называемая «обязательная программа». Основная идея конкурса заключается в том, что все участники должны выполнить одни и те же движения и сравниться друг с другом, кто из них делает лучше.
Поначалу было два варианта организации конкурса: либо мы предоставляли обязательные элементы, которые участники должны были самостоятельно собрать в последовательность, возможно, разбавив ее какими-то своими движениями, либо мы предоставляем готовый комплекс, который все и демонстрируют не изменяя.
В итоге, было решено, что второй вариант больше отвечает идее конкурса. Способ проведения был уже известен, мы проводили подобные соревнования очень давно, еще в «Камелоте», и состоит он в следующем: выступает пара, так как оба выступающих делают одно и то же, то судьи просто сравнивают их между собой и говорят, кто был лучше в паре, а кто хуже. И совершенно не важно, правильная или нет техника с точки зрения абсолюта, кто произвел лучшее визуальное впечатление, тот и победил. А главное, не возникает извечных споров «А почему это вы считаете, что именно ваша техника правильная?». Ну и получается обычная система кругов.
Практикуя подобные соревнования регулярно, можно добиться, что сравниваясь друг с другом, спортсмены сами нащупают идеальные способы исполнения движений, а это неизбежно положительно скажется и на произвольных постановках.
Второй конкурс — это так называемый «баттл». По сути своей, это брейкерский баттл, переложенный на фехтовальную среду. Идея тоже очень старая. Это чистая импровизация под музыку. Ребята должны своими движениями соответствовать ритму, стилю, настроению звучащей музыки, ну и показывать оригинальные фишки.
Конкурс хорошо стимулирует к поиску индивидуального стиля, разучиванию новых фишек и плюшек и, в конечном итоге, к росту арсенала приемов фехтования, которым владеет участник.
К сожалению, «баттл» провести не удалось — просто не хватило времени. Думаю, что мы проведем его отдельно, как открытое клубное мероприятие.
Другие два запланированных конкурса — произвольная программа личного зачета и групповой зачет, это упрощенные в плане оценки и некоторых форматных требований номинации из правил ФАФ «Соло-выступление» и «Упражнение-группа».
Оценку за эти конкурсы я упростил до двух составляющих: «за технику» и «за артистизм», с баллами от трех до семи (просто, такие таблички с баллами оказались). Причем, техничность и артистизм оценивались судьями на свое усмотрение и исходя из своего опыта. Никаких формальных критериев оценки не вводилось. И отсутствовали временные и хронологические рамки.
Вот в рамках этих идей и готовился фестиваль.
Фестиваль
С организационной точки зрения фестиваль не оказался чем-то сложным, но, следует особо сказать, так получилось только потому, что помогала в организации директор Молодежного центра Кировского района Оксана Николаевна Захарова. Благодаря ей у меня совершенно не болела голова об организации сцены, музыки, мест для судей, призах и прочем, и можно было сосредоточиться непосредственно на содержании мероприятия.
Более того, она готова была поддержать даже внезапно возникающие идеи, например, наделать участникам наградных футболок с символикой фестиваля (которую мне пришлось срочно придумать :).
Хотя, конечно, были и организационные просчеты. Судьи в жару были вынуждены два часа сидеть на открытом солнце, да еще и без прохладительных напитков. Это, я считаю, самый серьезный организационный косяк.
Формат фестиваля несколько отличается от формата соревнований, что я понял слишком поздно. На соревнованиях нормальна ситуация, когда возникает десятиминутная пауза, совершенно ничем не заполненная, во время которой судьи заполняют бумаги, готовят новые протоколы и так далее. На фестивале так нельзя. Действие должно идти непрерывно. Конечно, изначально я предполагал заполнить паузы показательными выступлениями, но в нескольких случаях их явно не хватило, особенно в обязательной программе, где на второй круг нужно было заполнить много протоколов.
Еще одна проблема оказалась с ведущим. Нет, он молодец, старался, но был совершенно не в теме. Не смотря на все предварительные беседы, вел он мероприятие не очень хорошо. Возникла даже идея вести все самому. Наверное, так и следовало поступить.
Вообще, сначала я предполагал, что будет несколько микрофонов, и, соответственно, четкое разделение ролей. Ведущий озвучивает общие моменты, я, как Главный судья, озвучиваю протокольные моменты, судья секретарь озвучивает процедурные моменты (ну, то есть, по-русски, ведущий: «Следующая номинация нашей программы — групповые выступления. Слово Главному судье». Я: «Уважаемые участники и зрители. Данная номинация, это … Оценка в ней такая-то… Выступления начинаются так-то… Итак, первое выступление.». Судья-секретарь: «Выступление (название), клуб (название), (перечисляет участников)». Ведущий зачитывает вступительное слово, включается музыка, идет действие). На деле оказалось, что все это озвучивал ведущий, и у него не сразу все получилось.
Плюс к недочетам, почти все наши ребята оказались задействованы как участники, поэтому все организационные моменты пришлось решать нам с Галей вдвоем. Это не очень хорошо. Должно, конечно, быть несколько помощников, тогда дело будет идти и бойчее и четче.
Отсюда же отсутствие официальной видеосъемки. Теперь нужно искать тех, кто снимал хоть что-то и переписывать.
Два часа — очень мало для заявленной программы. Если бы участников было больше, мы бы не успели провести даже три номинации. Баттла жаль. Идея интересная, зрелищная, и захватывающая. Можно было, кстати, пустить баттл в конце, пока мы подводили итоги и заполняли грамоты. Пусть не в виде официального конкурса, но это все равно было бы интересно и для зрителей и для участников. Не догадался.
Однако, это все недочеты, которые не испортили мероприятия. Зато все остальные вещи безусловно удались. Открытая оценка флажками и табличками. Судейские записки, по которым легко заполнять протоколы. Произвольная программа и групповой зачет прошли четко и без накладок (кроме старта, ребята не успели переодеться из-за маленькой паузы между номинациями).
Кроме того, получилось придумать оригинальные грамоты, которые приятно получить, футболки (идея удалась, когда все награжденные их одели, получилась масса народа в одинаковых зеленых футболках с символикой фестиваля, очень заметно). Жаль только, что нас кинула со сроками фирма, и пришлось делать их в срочном порядке в другом месте, дороже и менее качественно.
Огромная благодарность судьям, которые самоотверженно терпели жару, судили строго, но объективно! Спасибо вам за то, что вы согласились судить и этим определили качественный уровень мероприятия. Спасибо вам и за показательные выступления, все ребята-участники зримо представили тот уровень, к которому им надо тянуться.
Галя, спасибо тебе огромное, ты взяла на себя организацию судейской работы и у меня совершенно не болела голова на этот счет!
Выступления
Этот фестиваль, по сути, оказался отчетным мероприятием за текущий учебный год, поэтому и подготовка к нему шла соответствующая. Аня и Алена, девчонки в техническом плане вполне подготовленные, должны были найти свой стиль, раскрепоститься, попробовать выразить себя в сольном выступлении. Задача достаточно сложная, однако они с ней справились достойно. Когда я увидел на занятии, что они себе придумали, то испытал легкий шок. Это было так не похоже на них ранних, выросли буквально на глазах, можно сказать, незаметно. Я рад за них. С этим надо работать дальше и везти в Москву.
Антон на фестивале начал играть на публику. На занятиях он обычно просто показывал технику, а тут прямо стал зажигать на публику. Когда я это увидел — не сдержался, стал аплодировать. Хотя, базу, конечно, ему еще надо точить. Много неточных движений, мелких потерь равновесия, местами нарушения плоскостей. Но это ерунда и не отменяет главного — великолепное выступление, тоже обязательно везти в Москву.
Остальные ребята еще новички, их главная задача была почувствовать сцену, не сбиться и не испугаться. Они с ней справились.
На этот раз мы не приготовили серьезных групповых выступлений, отчасти потому, что конец весны начало лета — время сессии, и собираться регулярно всем составом не получалось, а без этого нельзя говорить о качестве подготовки, отчасти потому, что я был сильно занят всякими жизненными коллизиями (менял место работы) и не уделял достаточно внимания планированию занятий.
В целом, как итог, хочу сказать, что мы впервые заканчиваем год открытым городским мероприятием, а не внутриклубным междусобойчиком, это раз. Мы заявили новый вид спорта в городе — это два. И у нас куча классных выступлений, которые не стыдно показывать — это три.
Планирую провести подобное мероприятие, уже как чистые соревнования осенью, и возможно, они станут зональными отборочными к Чемпионату России. Не сразу, конечно, но мы будем работать в этом направлении. По крайней мере, я уже заронил в недра администрации идею сделать приз в виде оплаченной поездки на Чемпионат России.
Будут, конечно, усложняться правила и приводиться к стандартам ФАФ. Будем тянуть народ вверх, повышать мотивацию к самосовершенствованию. В общем, работы море, но!..
Дорогу осилит идущий.