Основные положения упрощённых международных правил по содержанию и оценке номеров артистического фехтования Российской академии фехтования.

Скачать в виде PDF файла

1.    Содержание выступлений

Для постановки выступлений участникам доступны четыре спортивные дисциплины:

  • Соло;
  • Ансамбль;
  • Дуэль;
  • Группа.

Выступления в дисциплине «Соло» являются индивидуальной демонстрацией различных фехтовальных техник выбранным оружием и соответствуют дисциплине «Арт-фехтование – Упражнение-Соло» текущих правил соревнований вида спорта «Фехтование», раздел «Артистическое фехтование».

Выступления в дисциплине «Ансамбль» являются групповой демонстрацией различных фехтовальных техник без контакта с оружием партнёров, и соответствуют дисциплине «Арт-фехтование – Упражнение-Группа» текущих правил соревнований вида спорта «Фехтование», раздел «Артистическое фехтование».

Выступления в дисциплине «Дуэль» являются постановкой условного поединка между двумя спортсменами с использованием фехтовальных техник, соответствующих заявленному оружию и персонажам, и соответствуют дисциплине «Арт-фехтование – Дуэт – свободный стиль» текущих правил соревнований вида спорта «Фехтование», раздел «Артистическое фехтование».

Выступления в дисциплине «Группа» являются постановкой условного группового боя между несколькими спортсменами с использованием фехтовальных техник, соответствующих заявленному оружию и персонажам, и соответствуют дисциплине «Арт-фехтование – Группа – свободный стиль» текущих правил соревнований вида спорта «Фехтование», раздел «Артистическое фехтование».

Под фехтовальными техниками во всех случаях понимается демонстрация приёмов нападения или защиты с использованием холодного спортивного оружия, приведённого в безопасное состояние или безопасных моделей средневекового холодного оружия.

В выступлениях недопустим никакой силовой контакт оружия с телом спортсмена. Оружие должно останавливаться за 10-15 сантиметров до тела. В специальных случаях (если это необходимая техническая составляющая приёма) допустим контакт оружия с телом спортсмена (например, рукой или ладонью), выполненный с обеспечением необходимых мер безопасности.

Выступления во всех дисциплинах могут содержать помимо фехтовальной и театральную часть. Однако, театральная часть, несущественная для оценки качества фехтования в номере, не является оцениваемой и не влияет на конечную оценку судей.

Фехтование в выступлении не обязательно должно быть непрерывным.

В выступлениях допустима демонстрация рукопашных и борцовских техник, а также внефехтовальное взаимодействие спортсменов в рамках их условного противоборства, но оно не должно являться существенной частью боевой практики.

В выступлениях возможно использование статистов. Они не имеют права фехтовать с участниками выступления, но могут совершать взаимодействие с ними в рамках театральной части номера.

Поскольку рукопашные и борцовские техники не являются оцениваемыми действиями, статисты имеют право применять их в отношении участников выступления. Такие действия не оцениваются, не идут в зачёт фехтовальной практики и не влияют на оценку артистического компонента.

2.    Временные ограничения

Общая продолжительность выступления (от момента начала исполнения номера, до финального салюта) не должна превышать:

  • Дисциплина «Соло» – 180 секунд (3 минуты);
  • Дисциплина «Ансамбль» – 180 секунд (3 минуты);
  • Дисциплина «Дуэль» – 300 секунд (5 минут);
  • Дисциплина «Группа» – 300 секунд (5 минут).

Время фехтования в каждой дисциплине должно составлять не менее 50% от общего времени выступления. Отсчет времени начинается с первого боевого фехтовального действия. В случае прекращения фехтовальных действий подсчет времени фехтования останавливается через 5 секунд.

В случае превышения предельной продолжительности выступления или недостаточности времени фехтования начисляются штрафные баллы.

Несмотря на то, что минимальная продолжительность выступления не ограничена, судьи имеют право мотивированно отказаться от оценки слишком короткого, по их мнению, выступления.

3.    Оценка выступлений

Выступления оцениваются в два этапа – предварительный и основной. Оценки обеих этапов идут в финальный зачёт баллов за выступление. Каждое конкурсное выступление должно быть представлено на обеих этапах оценки.

Предварительный этап может проходить в очном или заочном формате (выступления оцениваются по видеозаписи) и предназначен для оценки качества исполнения технической части выступления, а также для подтверждения отсутствия импровизации в номере (или начисления штрафов, при выявлении таковой).

Предварительный этап не является отборочным. Участие выступлений в нём обязательно.

Формат предварительного этапа (очный или заочный) определяется положением о соревнованиях.

На предварительном этапе участники выступают не в сценических костюмах, а в любой спортивной форме, не мешающей оценивать технику фехтования. Освещение – естественное (позволяющее чётко разглядеть все действия) либо общий свет. Разрешаются озвучивание ударов сценического боя и пластическая демонстрация ранений/получения ударов; какая-либо театрализация (реплики, танец, сюжет, не связанные с фехтованием акробатические и пластические элементы, изменение мимики), световое и музыкальное сопровождение не допускаются.

Статисты могут присутствовать в исполнении предварительного этапа, если их роль существенна для демонстрации технической стороны выступления.

На предварительном этапе оцениваются:

  • техника исполнения (от 0 до 10 баллов);
  • сложность исполнения (от 0 до 10 баллов).

Для участия в заочном предварительном этапе коллектив должен предоставить в оговорённые сроки видеозаписи технического исполнения конкурсных номеров в виде ссылок для скачивания. Требования к видеозаписи:

  • Разрешение не ниже 720р, рекомендуется 1080р; не менее 24 кадров в секунду;
  • Съемка со статичной камеры, расположенной на центральной линии перед местом демонстрации выступления; на экране должно быть видно всё пространство, по которому перемещаются выступающие. Все действия бойцов должны быть хорошо различимы.
  • Не допускаются монтаж, наложение музыки, титров, подписей, любых визуальных и звуковых эффектов.

Все детали работы с видеозаписями предварительного этапа организаторы оговаривают в положении о соревнованиях.

Если предварительный этап проводится в очной форме, организаторы соревнований заранее оповещают коллективы и судей о сроках и месте его проведения. Также эта информация должна быть указана в положении о мероприятии.

Основной этап – очная демонстрация выступления на сцене мероприятия. Это полноценное исполнение со всеми театральными атрибутами (отыгрыш сюжета, костюмы, свет и звук и т.п.) перед судейской коллегией.

На данном этапе оцениваются:

  • техника исполнения (от 0 до 10 баллов);
  • сложность исполнения (от 0 до 10 баллов);
  • артистизм (от 0 до 10 баллов).

Итоговый балл выступления определяется по формуле: Баллы предварительного этапа [техника*(сложность/10) – штрафные баллы] + баллы основного этапа [техника*(сложность/10) — штрафные баллы] + баллы за артистизм.

Штрафные баллы начисляются за действия, несущие угрозу участникам, судьям и зрителям.

Для дисциплин «Дуэль» и «Группа» это следующие действия:

  • Уколы и удары, в том числе рукопашного боя, непосредственно в тело партнера;
  • Чрезмерно сильные толчки партнёра, когда он теряет контроль равновесия или падает;
  • Манипулирование острием на уровне лица партнёра;
  • Нанесение горизонтальных ударов оружием со спортивным клинком на уровне выше середины анатомического плеча, исключая единичные сюжетно обусловленные и согласованные заранее с судейской коллегией моменты.

Общие для всех дисциплин штрафуемые действия:

  • Травмирование партнеров, зрителей, судей или статистов;
  • Нарушение целостности костюма и поломку оружия;
  • Касание оружием пола без предварительного погашения инерции;
  • Обезоруживание в сторону зала или кулис;
  • Падение предметов или исполнителей со сцены;
  • Непреднамеренное наступание на лежащее на сцене оружие;
  • Задевание телом или оружием задника сцены, декораций или кулис.

Непосредственно в оценивании выступлений основного этапа участвуют от 5 судей, каждый из которых выставляет баллы за технику, сложность и артистизм. Самая высокая и самая низкая оценка конкретного выступления за технику, сложность и артистизм не учитываются при подсчёте баллов каждого этапа. Если двое и более судей ставят выступлению одинаковую самую высокую/низкую оценку, отбрасывается оценка одного из них.

Судейские коллегии предварительного и основного этапов могут различаться как по составу, так и по количеству судей.

4.    Допуск оружия к основному этапу

Допуск оружия осуществляется на основе визуального осмотра, исследования прочности закрепления всех конструктивных элементов и инструментально с применением специального шаблона, соответствующего международным правилам.

Визуально оцениваются:

  • надёжность монтажа частей оружия (клинка в рукояти, боевых частей древкового оружия на древке и подобное), выраженную в гарантированной сохранности целостности оружия при исполнении заявленных номеров;
  • надёжность материалов изготовления оружия (отсутствие трещин и заломов на древке, трещин клинков, целостность обмотки рукоятей и подобное), гарантирующую целостность оружия при исполнении заявленных номеров;
  • отсутствие зазубрин, заусенцев, заноз, сколов, острых кромок и подобного, могущих послужить причиной травмы выступающих;
  • отсутствие иных недочётов, могущих сказаться на безопасности выступления;
  • опрятный внешний вид оружия.

Инструментально оцениваются:

  • толщина лезвия не менее 1 мм;
  • диаметр пуандаре или закругленного острия клинка не менее 5 мм.

5.    Определение победителя

В каждой дисциплине определяются 1, 2 и 3 место. В случае равенства баллов побеждает выступление, участники которого не получили штрафов. Если ничья сохраняется, выигрывает постановка, набравшая наибольшее количество баллов на отборочном этапе. Если ничья сохраняется, то судьи принимают окончательное решение большинством голосов.

Артистическое фехтование. Теория и практика