1. Содержание выступлений
Для постановки выступлений участникам доступны четыре спортивные дисциплины:
- Соло;
- Ансамбль;
- Дуэль;
- Группа.
Выступления в дисциплине «Соло» являются индивидуальной демонстрацией различных фехтовальных техник выбранным оружием и соответствуют дисциплине «Арт-фехтование – Упражнение-Соло» текущих правил соревнований вида спорта «Фехтование», раздел «Артистическое фехтование».
Выступления в дисциплине «Ансамбль» являются групповой демонстрацией различных фехтовальных техник без контакта с оружием партнёров, и соответствуют дисциплине «Арт-фехтование – Упражнение-Группа» текущих правил соревнований вида спорта «Фехтование», раздел «Артистическое фехтование».
Выступления в дисциплине «Дуэль» являются постановкой условного поединка между двумя спортсменами с использованием фехтовальных техник, соответствующих заявленному оружию и персонажам, и соответствуют дисциплине «Арт-фехтование – Дуэт – свободный стиль» текущих правил соревнований вида спорта «Фехтование», раздел «Артистическое фехтование».
Выступления в дисциплине «Группа» являются постановкой условного группового боя между несколькими спортсменами с использованием фехтовальных техник, соответствующих заявленному оружию и персонажам, и соответствуют дисциплине «Арт-фехтование – Группа – свободный стиль» текущих правил соревнований вида спорта «Фехтование», раздел «Артистическое фехтование».
Под фехтовальными техниками во всех случаях понимается демонстрация приёмов нападения или защиты с использованием холодного спортивного оружия, приведённого в безопасное состояние или безопасных моделей средневекового холодного оружия.
В выступлениях недопустим никакой силовой контакт оружия с телом спортсмена. Оружие должно останавливаться за 10-15 сантиметров до тела. В специальных случаях (если это необходимая техническая составляющая приёма) допустим контакт оружия с телом спортсмена (например, рукой или ладонью), выполненный с обеспечением необходимых мер безопасности.
Выступления во всех дисциплинах могут содержать помимо фехтовальной и театральную часть. Однако, театральная часть, несущественная для оценки качества фехтования в номере, не является оцениваемой и не влияет на конечную оценку судей.
Фехтование в выступлении не обязательно должно быть непрерывным.
В выступлениях допустима демонстрация рукопашных и борцовских техник, а также внефехтовальное взаимодействие спортсменов в рамках их условного противоборства, но оно не должно являться существенной частью боевой практики.
В выступлениях возможно использование статистов. Они не имеют права фехтовать с участниками выступления, но могут совершать взаимодействие с ними в рамках театральной части номера.
Поскольку рукопашные и борцовские техники не являются оцениваемыми действиями, статисты имеют право применять их в отношении участников выступления. Такие действия не оцениваются, не идут в зачёт фехтовальной практики и не влияют на оценку артистического компонента.
2. Временные ограничения
Общая продолжительность выступления (от момента начала исполнения номера, до финального салюта) не должна превышать:
- Дисциплина «Соло» – 180 секунд (3 минуты);
- Дисциплина «Ансамбль» – 180 секунд (3 минуты);
- Дисциплина «Дуэль» – 300 секунд (5 минут);
- Дисциплина «Группа» – 300 секунд (5 минут).
Время фехтования в каждой дисциплине должно составлять не менее 50% от общего времени выступления. Отсчет времени начинается с первого боевого фехтовального действия. В случае прекращения фехтовальных действий подсчет времени фехтования останавливается через 5 секунд.
Несмотря на то, что минимальная продолжительность выступления не ограничена, судьи имеют право мотивированно отказаться от оценки слишком короткого, по их мнению, выступления.
В случае превышения предельной продолжительности выступления и недостаточности времени фехтования начисляются штрафные баллы:
Нарушение |
Штраф |
Превышение времени выступления (в секундах, округляется в меньшую сторону), менее 5 секунд сверх максимальной продолжительности выступления в дисциплине |
0 баллов |
Превышение времени выступления (в секундах, округляется в меньшую сторону) от 6 до 10 секунд сверх максимальной продолжительности выступления в дисциплине |
1 балл |
Превышение времени выступления (в секундах, округляется в меньшую сторону) – каждая секунда опережения или задержки сверх установленного регламента минимума фехтования и максимума продолжительности выступления, более 10 секунд |
0,1 балла |
Несоблюдение времени фехтования (фехтование от 49 до 45 % от времени выступления) |
1 балл |
Несоблюдение времени фехтования (фехтование менее 45 % от времени выступления) за каждый процент ниже 45 |
0,5 балла за 1 % |
3. Формат соревнований
Выступления оцениваются в два этапа – предварительный и основной. Оценки обеих этапов идут в финальный зачёт баллов за выступление. Каждое конкурсное выступление должно быть представлено на обеих этапах оценки.
Предварительный этап может проходить в очном или заочном формате (выступления оцениваются по видеозаписи) и предназначен для оценки качества исполнения технической части выступления, а также для подтверждения отсутствия импровизации в номере (или начисления штрафов, при выявлении таковой).
Предварительный этап не является отборочным. Участие выступлений в нём обязательно.
Формат предварительного этапа (очный или заочный) определяется положением о соревнованиях.
На предварительном этапе участники выступают не в сценических костюмах, а в любой спортивной форме, не мешающей оценивать технику фехтования. Освещение – естественное (позволяющее чётко разглядеть все действия) либо общий свет.
Разрешаются – озвучивание ударов сценического боя и пластическая демонстрация ранений/получения ударов.
Запрещается – какая-либо театрализация (реплики, танец, сюжет, не связанные с фехтованием акробатические и пластические элементы, изменение мимики), световое и музыкальное сопровождение (за исключением дисциплины «Ансамбль», выступления в которой на предварительном этапе могут быть представлены под фонограмму).
Статисты могут присутствовать в исполнении предварительного этапа, если их роль существенна для демонстрации технической стороны выступления.
На предварительном этапе оценивается только «Технический аспект» выступления.
Для участия в заочном предварительном этапе коллектив должен предоставить в оговорённые сроки видеозаписи технического исполнения конкурсных номеров в виде ссылок для скачивания. Требования к видеозаписи:
- Разрешение не ниже 720р, рекомендуется 1080р; не менее 24 кадров в секунду;
- Съемка со статичной камеры, расположенной на центральной линии перед местом демонстрации выступления; на экране должно быть видно всё пространство, по которому перемещаются выступающие. Все действия бойцов должны быть хорошо различимы.
- Не допускаются монтаж, наложение музыки, титров, подписей, любых визуальных и звуковых эффектов.
Все детали работы с видеозаписями предварительного этапа организаторы оговаривают в положении о соревнованиях.
Если предварительный этап проводится в очной форме, организаторы соревнований заранее оповещают коллективы и судей о сроках и месте его проведения. Также эта информация должна быть указана в положении о мероприятии.
Основной этап – очная демонстрация выступления на сцене мероприятия. Это полноценное исполнение со всеми театральными атрибутами (отыгрыш сюжета, костюмы, свет и звук и т.п.) перед судейской коллегией.
На данном этапе оцениваются как «Технический аспект», так и «Артистический аспект».
Судейские коллегии предварительного и основного этапов могут различаться как по составу, так и по количеству судей.
4. Оценка выступлений
Непосредственно в оценивании выступлений участвуют от 5 судей, каждый из которых выставляет оценки от 0 до 2 с шагом 0,5 по всем критериям, оцениваемым на конкретном этапе турнира.
На каждом этапе соревнований при подсчете набранных баллов в секретариате не учитываются одна самая высокая и одна самая низкая оценка по каждой группе критериев, то есть количество принятых во внимание протоколов будет на два меньше количества судей в судейской бригаде. Если двое и более судей ставят номеру одинаковую самую высокую/низкую оценку по группе критериев, не учитывается оценка только одного из них. После отбрасывания самой высокой и самой низкой оценки на каждом этапа оценки за «технику» усредняются, оценки за «сложность» усредняются, средний балл за «технику» умножается на средний балл за «сложность», результат умножения делится на 10.
Штрафные баллы отнимаются на каждом этапе после выявления среднего балла по техническому аспекту.
Итоговая оценка выступления определяется по формуле: (Средний балл предварительного этапа без учета самой высокой и самой низкой оценки [техника*сложность/10 — штрафные баллы] + Средний балл основного этапа за технический аспект без учета самой высокой и самой низкой оценки [техника*сложность/10 — штрафные баллы]) + средний балл за артистический аспект без учета самой высокой и самой низкой оценки.
Итоговая оценка выступления не может быть ниже 0 и выше 30.
Критерии оценивания выступлений разделены на критерии «технического аспекта» и «артистического аспекта». «Технический аспект» включает группы критериев «Техника» и «Сложность».
Техника
Соответствие техническим стандартам: рациональность и достоверность основных положений тела и оружия при выполнении приемов фехтования и правильность траектории изменения одного положения на другое.
Сила, скорость, ускорение в боевых действиях: явная достаточность приложенного усилия для решения боевой задачи поражения «противника» используемым оружием или выполнения надежной защиты от нападения (сила); быстрота движения фехтовальщика и его оружия в пространстве при выполнении единичного боевого действия (скорость); повышение скорости движения фехтовальщика и его оружия по мере приближения к финалу боевого действия (ускорение).
Своевременность боевых действий: выполнение действий обороны позднее начала действий нападения (в «Дуэли» и «Группе»); темповая (в «Дуэли» и «Группе») и/или ритмическая (в «Соло» и «Ансамбле») согласованность сложных боевых действий; точность синхронного и каскадного выполнения приемов (в «Ансамбле»).
Контроль дистанции: в «Дуэли», «Группе» и «Ансамбле» – пространственная и временная оптимальность выбора расстояния для выполнения боевых действий, исполнение приемов в разной дистанции; точность, пропорциональность и динамика расположения исполнителей на сцене относительно друг друга; в «Соло» – динамика расположения исполнителя по отношению к статистам/декорациям, значительно усложняющим его фехтовальные действия на сценической площадке.
Контроль равновесия, оружия, дыхания: сохранение вертикального положения корпуса, отсутствие перетоптываний, пошатываний и падений, не предусмотренных сценарием (равновесие); надежность удержания рукояти, отсутствие непредусмотренных сценарием касаний оружием тела, реквизита, занавеса, пола; отсутствие непредусмотренных сценарием потерь оружия (оружие); согласованность боевых действий и дыхания, отсутствие выполнения приемов на задержке дыхания (дыхание).
Сложность
Насыщенность выступления фехтовальными фразами: количество фехтовальных приемов в выступлении.
Разнообразие приемов в фехтовальных фразах: наполнение фехтовальных фраз различными фехтовальными приемами.
Рациональность структуры фехтовальных фраз: грамотность компоновки боевых действий внутри каждой фехтовальной фразы в предлагаемых обстоятельствах.
Логичность порядка фехтовальных фраз в композиции: построение фехтовальных фраз с учетом информации, полученной персонажами в предыдущих схватках.
Наличие уместных сложнокоординационных действий: обоснованное выполнение сложнокоординационных действий в предлагаемых обстоятельствах боевой ситуации. К ним относятся действия, выполнение которых требует развитых координационных способностей, проявляющихся в изменении пространственного положения тела (гимнастические и акробатические), в соединении отдельных движений в единую двигательную комбинацию, в точном определении положения тела в пространстве, в сохранении устойчивости при нестандартных статических положениях тела и в динамике.
Артистический аспект
Оригинальность и сложность сюжета: степень новизны идеи или оригинальность воплощения известного сюжета; обоснованность конфликта; структура (экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка); органичность фехтовальной практики в сюжетной линии.
Использование сценического пространства (ракурсы): расположение исполнителей и статистов на площадке, обеспечивающее полноценную и наиболее эффектную демонстрацию боевых действий и выступления в целом судьям и зрителям; отсутствие необоснованного расположения выведенных из строя исполнителей и статистов ногами к зрительному залу или головой в непосредственной близости от фехтующих.
Создание эффекта боя: убедительность актерской игры, формирующей впечатление о ведении исполнителями поединка с действительным или воображаемым противником.
Органичность воплощения образа: адекватность внешности, способностей и действий исполнителя изображаемому персонажу, качество раскрытия образа средствами костюма, грима, реквизита, речи, стиля фехтования; обоснованное изменение персонажей по мере развития сюжета.
Пластичность, выразительность: мышечная свобода, позволяющая исполнителю наиболее ярко раскрывать действия персонажа в заданных обстоятельствах (пластичность); точность отбора и качество реализации двигательных средств, обеспечивающих раскрытие образа персонажа, в том числе способность двигаться под музыку; наличие акцентов (выразительность).
5. Штрафы
Штрафные баллы начисляются за действия, несущие угрозу участникам, судьям и зрителям (уколы и удары, в том числе сценического боя, непосредственно в тело партнера, манипулирование острием на уровне лица, нанесение горизонтальных ударов на уровне выше середины анатомического плеча, исключая единичные сюжетно обусловленные и согласованные заранее с главным судьёй моменты, травмирование партнеров, зрителей, судей или статистов, нарушение целостности костюма и поломку оружия, касание оружием пола без предварительного погашения инерции, обезоруживание в сторону зала или кулис, падение предметов со сцены и пр.), задевание телом или оружием задника или кулис. Штрафные баллы выставляются главным судьей соревнований или техническим специалистом; в этом случае протокол технического специалиста утверждается главным судьей. Сумма всех штрафов (без учета штрафов за время) не может быть более 10 баллов на каждом этапе.
В случае действий фехтовальщиков, непосредственно угрожающих здоровью или жизни участников, зрителей и судей, главный судья останавливает выступление. Команда дисквалифицируется и не оценивается.
6. Допуск оружия к основному этапу
Допуск оружия осуществляется на основе визуального осмотра, исследования прочности закрепления всех конструктивных элементов и инструментально с применением специального шаблона, соответствующего международным правилам.
Визуально оцениваются:
- надёжность монтажа частей оружия (клинка в рукояти, боевых частей древкового оружия на древке и подобное), выраженную в гарантированной сохранности целостности оружия при исполнении заявленных номеров;
- надёжность материалов изготовления оружия (отсутствие трещин и заломов на древке, трещин клинков, целостность обмотки рукоятей и подобное), гарантирующую целостность оружия при исполнении заявленных номеров;
- отсутствие зазубрин, заусенцев, заноз, сколов, острых кромок и подобного, могущих послужить причиной травмы выступающих;
- отсутствие иных недочётов, могущих сказаться на безопасности выступления;
- опрятный внешний вид оружия.
Инструментально оцениваются:
- толщина лезвия не менее 1 мм;
- диаметр пуандаре или закругленного острия клинка не менее 5 мм.
7. Определение победителя
В каждой дисциплине определяются 1, 2 и 3 место. В случае равенства баллов побеждает выступление, участники которого не получили штрафов. Если ничья сохраняется, выигрывает постановка, набравшая наибольшее количество баллов на отборочном этапе. Если ничья сохраняется, то судьи принимают окончательное решение большинством голосов.