О самом настоящем ударе!

Настя и АлёнаЯ обещал осветить вопрос о необходимости отыгрыша и подыгрывания в той версии боёв, что мы провели на Рождество. Спасибо комментаторам ВКонтакте, благодаря их репликам я смог более точно сформулировать нашу позицию по отыгрышу. Дело в том, что со временем некоторые основные тезисы становятся настолько естественными, что начинаешь удивляться – «как же может быть иначе!», и без взгляда со стороны трудно оценить вопрос под иным углом.

Итак, зачем же нужен отыгрыш, и насколько его должно быть много.

Откуда берётся приём? Почему возникает специальное противодействие в ответ на действие противника? Почему фехтбухи полны всевозможных штук, а в современных турнирах большая их часть не срабатывает? На самом деле, ответ на вопрос очень прост и известен всем, однако, далеко не всеми понимаем!

Дело в том, что благоприятная почва для появления приёмов появляется только тогда, когда противник, во-первых и в главных, начинает делать некое предметное действие, направленное на вполне конкретный результат. Не «попадание по противнику вообще, хоть как-нибудь, а там разберёмся», а отрубание вот этой вот головы, которая находится именно тут в пространстве в данный момент времени.

И вот когда он подготовит ситуацию для удобного исполнения своего намерения, вложит в нацеленный удар достаточно энергии, чтобы эта голова отрубилась, и будет вести этот удар до самого конца, прикладывая все усилия, чтобы набранная энергия растратилась только и исключительно на отрубание головы, вот тогда и появляется приём! Только в ситуации, когда надо нейтрализовать конкретный объём целенаправленно затраченной противником энергии! Когда надо приложить к нему специальным образом вполне конкретное усилие, не смотря на его противодействие!

Невозможно отразить КАКОЙ-НИБУДЬ удар. Если противник бьет просто для того, чтобы бить, не ставя для себя более серьёзной задачи, то зачем от него защищаться? Если противник сам не знает, чего хочет добиться, то любой результат его атаки случаен. Фактически, он уже подарил вам инициативу в бою, хотя и ведёт, вроде, атаку. Так как ненамеренные действия всегда проигрывают целенаправленным просто по факту полученного результата.

И если отбросить всю лирику, то можно сказать, что только в ситуации, когда у противника стоит цель скорейшим образом закончить поединок, приведя оппонента в состояние невозможности его продолжать (говоря по нашему, намеренно приложить к нему некоторый объём работы), возможно намеренное и осмысленное противодействие его атакам.

А что же делать тогда, когда мы друг друга не убиваем? И даже калечить не очень охота? Зато очень охота фехтовать?

В такой ситуации выхода ровно два – или искать иной объективный критерий эффективности атак (например, нацепить на шлем бутафорскую фигурку и ударами стараться сбить её со шлема противника. Кто сбил, тот и выиграл), или исполнять бутафорские атаки, вводя некие условности и ограничения, являющиеся взаимными договорённостями, позволяющие обоим фехтующим оценивать их, так сказать, возможную «настоящьность».

И вот для второго случая появляется такая забавная аппеляция, как «реальный бой». «Да в реальном бою, я бы тебя таким ударом давно убил!», «Ты никогда не смог бы так сделать в реальном бою!» и подобное. Подразумевается, что оба бойца хорошо представляют себе, что было бы в реальном бою. На самом же деле, зачастую, «реальный бой», это и есть набор тех условностей и договорённостей, позволяющий считать бутафорские атаки опасными.

В более менее серьёзных направлениях фехтования эти условности указаны в правилах, однако, зачастую, к ним добавляется ещё и авторитетное мнение судей. Так или иначе, всё это определяет минимальный уровень подыгрывания бойцов друг другу, с тем, чтобы их атаки считались эффективными по данным правилам. Конечно, никто не называет работу по правилам подыгрыванием, однако, бойцы заняты именно этим. Когда нет возможности совершать ударом реальную работу, приходится эту работу имитировать. И всегда бойцы будут стараться подыгрывать друг другу по этому минимуму или ещё меньше. Потому что иначе их атаки станут слишком понятными, а следовательно – будут легко отражены! Слишком ясна станет для противника цель атаки! Ведь единственный критерий качества – мнение судьи, а не необходимость приложить реальную работу. Т.е. субъективное мнение, а не объективная реальность.

И необходимость защищаться от таких атак – тоже договорённость! В самом деле, что страшного может случиться с бойцом в фехтовальном поединке (по любым правилам), если он не отразит ни одной атаки? Бой просто закончится не в его пользу, но уйдёт он с него целым и здоровым (имеется в виду обычное течение поединка).

Поэтому и не получается применить множество приёмов в подобном фехтовании – слишком неадекватны принятые условности условиям применения этих приёмов.

Это – проблемы боёв на победу. Либо объективный критерий, не зависящий от мнения участников, и предметное фехтование, либо субъективный критерий и та или иная степень подыгрывания друг другу.

В своё время мы этот момент осознали и смирились с ним. Подыгрывать? Хорошо! Но тогда мы точно укажем, в чём и как. Поэтому у нас в базовой технике все изучаемые действия имеют конечной целью отыгрыш намерения добиться конкретного результата. Диагональный рубящий удар в шею – демонстрация намерения разрубить ключицу, режущий удар в колено – желание подрезать сухожилия и т.д. С этим соглашается и атакующий и атакуемый.

Поэтому, в базе, удары имеют массу параметров, которые необходимо исполнять – как стоять, как вести оружие, откуда, докуда, с какой скоростью, как двигать при этом корпусом и многое другое. Неисполнение хотя бы одного из этих условий значительно снижает ценность атаки. Мы называем это «ошибка исполнения удара». Все участники боя знают эти критерии и умеют их оперативно использовать.

Поэтому, мы исполняем рубящие и колющие удары бесконтактно, а режущие и секущие в легкий контакт. Важно не попадание само по себе – а насколько успешно было продемонстрировано соответствующее намерение. И прошедший рубящий удар, но исполненный с массой ошибок – не несёт ценности, не смотря на то, что «попал», а вроде бы не прошедший, по защите, но качественный и точный – ценен, не смотря на то, что «не попал». Не надо бить противника (с любой силой), доказывая, что попал. Просто попасть мало – надо показать, что смог бы совершить соответствующую работу оружием.

Соответственно, приёмы противодействия в нашей школе рассчитаны именно на приложение конкретного усилия в конкретном направлении, на адекватный и хороший отыгрыш. Бойцы учатся уметь вложить в свою атаку требуемое усилие, если видят, что противник начал исполнять приём противодействия. Если приём не исполняется, то атака контролируется и усилие гасится, если приём исполняется, то атака так же контролируется, и усилие вкладывается. Ведь иначе приём исполнить нельзя. Не будет того, чему он противопоставляется.

В этом заключается обязательное взаимное подыгрывание. И именно в этом соревнуются. В игре в фехтование. Кто кого переиграет в техничности. Не важно, насколько раньше или позже кто кого коснулся. Перефинтил или нет. Смог ли найти лазейку в правилах и первым её использовать.

Важно, смог ли создать ситуацию возможности приложения усилия туда, куда хотел. Адекватно ли отреагировал на подобную ситуацию, созданную противником. И вот если не смог применить именно школьные навыки, отреагировать заученным действием в специально созданной благоприятной ситуации — проиграл. Значит, тебя перефехтовали. Ты не смог сделать то, что умел. В этом игра. Я подыгрываю тебе, ты подыгрываешь мне. Кто первым перестал подыгрывать, или не понял ситуации, тот и проиграл.

Поэтому, в этих боях вся техника изначально ограничена именно теми действиями, на которые бойцы учили и знают противодействия. Они в принципе не должны совершать атак, от которых не смогут защититься их противники. Иначе не будет фехтования, пропадёт игра.

Собственно, этот момент хорошо виден к концу турнира. Увы, мы пока несовершенны…

2 мысли о “О самом настоящем ударе!”

  1. «как стоять, как вести оружие, откуда, докуда, с какой скоростью, как двигать при этом корпусом и многое другое. Неисполнение хотя бы одного из этих условий значительно снижает ценность атаки. Мы называем это «ошибка исполнения удара».»

    Поздравляю, вы изобрели кендо ;)

Добавить комментарий