Некий взгляд на «Упражнение «Соло»» на Чемпионате России по артистическому фехтованию 2014 года.

Что мне хотелось бы сказать. Это первый Чемпионат, на котором я был зрителем. Я не выходил на сцену, мне не было необходимости стоять за кулисами и в гримёрке, и именно поэтому я решил, что основательно и дотошно просмотрю все выступления из зала вживую. Отмечу по ходу различные моменты исполнения и постановки, а также попробую провести живое тестовое судейство по той технологии, что мы применяем на «Стальном Рассвете».

Сразу скажу, что полноценно отсмотреть с анализом и выставлением оценок получилось (в силу разных причин, о некоторых из них ниже) только первую номинацию – «Упражнение «Соло»». Поэтому и этот «отчёт» я напишу по ней. Отсмотрев видеозаписи, возможно, я найду, что сказать и по другим номинациям.

В общем, я попробовал побывать в шкуре судьи «Стального Рассвета» в условиях, максимально приближенных к боевым. А раз так, то впервые за все Чемпионаты у меня есть что сказать по живим впечатлениям, и отмазок «не видел, мнения не имею» на этот раз нет.

Ну и надо сделать себе несколько заметок по организации на будущее, чтобы не учиться только на своих ошибках.

Первое, что хотелось бы отметить – для судей крайне необходима разминка. Т.е. нужно собирать судей за полчаса до начала выступлений в какой-то комнате и давать им провести тестовое судейство пяти-семи номеров по видеозаписи. Благо, уже семь Чемпионатов позади, а есть ещё и «Романтика» и «Рассвет» и другие мероприятия с показательными выступлениями (да и с заявленным конкурсом по артистическому фехтованию тоже), т.е. видеоматериала хватает.

Иначе первые три-четыре выступления судить очень сложно и оценки могут быть крайне неадекватные. Да, наверное, есть профессионалы, не теряющие квалификации (или как-то её поддерживающие) в течение года. Но вот я, не смотря на то, что практически в режиме 24х7 нахожусь в контексте этой деятельности, в судейство входил тяжело. Следовательно, для Красноярска проблема архиактуальна.

Второй общий момент – время между выступлениями. На нынешнем ЧР выступления шли нон-стоп в номинации. На «Стальном Рассвете» я ведущему специально давал ЦУ, чтобы он выдерживал паузу в две минуты и давал этим возможность собраться судьям с мыслями и нормально заполнить протоколы.

Когда я пытался выставлять оценки в сольниках, я не успевал заполнять наш рассветовский протокол. Не знаю, какую форму используют в Федерации, но как минимум один момент точно сложен – выставить баллы в дробных числах да ещё и с шагом 0,05! Я попробовал. Да, можно привыкнуть, но зачем? Есть компьютер. Человеку удобнее оперировать целыми числами, пусть ставит баллы от нуля до десяти. А компьютер пересчитает. Так что здесь я остался при прежнем мнении относительно оценок – судья должен оценивать простыми баллами. Если нужна хорошая дробная точность – можно увеличить шкалу до двадцати, или ввести оценки с плюсом и минусом. Т.е. четыре с плюсом – это 4,4, а пять с минусом – это 4,7.

По крайней мере, в режиме цейтнота, как на нынешней сольной номинации, это проще. На мой взгляд. Повторюсь, я не знаю, как технически организовано судейство ЧР. Я пробовал судить так, как это делаем мы на «Рассвете». С целью улучшения технологии этого судейства.

Что интересно – если смотреть номинацию и пытаться ещё и как-то оценить выступления, то они запоминаются лучше и более детально.

Анализируя свои оценки понимаю, что многие номера оценены неадекватно – сказывается очень малый опыт судейства. Мы проводили как-то тренировочные судейские сборы, вырабатывали критерии оценок, нарабатывали практику, но последний такой сбор был практически год назад. Многое забылось.

И поэтому я вплотную подхожу к проблеме, которая меня зацепила на прошедшем Чемпионате. Очень похоже на то, что аналогичные проблемы испытывали и судьи в жюри. Потому что ничем иным тот итоговый протокол, что мы имеем объяснить нельзя.

Внезапно на второе место выходит откровенно слабый номер «Таинства ночи» с какими-то фантастическими оценками за технику и костюм. Особенно поражает высокая оценка за костюм – самая высокая в номинации.

Если брать все коломенские номера в данной номинации, то этот номер среди них – самый слабый. Из плюсов – только хорошая динамика девушки с тяжёлым оружием. То, чего не хватило Яне Селюковой, показывавшей «Орлеанскую деву». Но эта динамика не оправдывает низкий арсенал, слабость хвата и частые потери равновесия.

Лучшим же из коломенских номеров я бы назвал «Финиста, ясного сокола». Здесь в полной мере была показана характерная коломенская фехтовальная техника со всеми её особенностями. Показана хорошо, динамично, а дополнительным бонусом – работа в кольчуге, что сильно непросто, кольчуга весьма коварная штука для сценического выступления.

Самый захватывающий сольник, на мой взгляд – «Лесной дух», Стального сердца. Отличная пластика, великолепная динамика, непрерывная предметная работа. Из минусов разве что лёгкое оружие, но это соло, здесь выходят и со шпагами и с саберами. Да ещё явно заметная ушуистская техника с их характерными позировками и движениями. Но если глянуть протокол, можно заметить, что штрафов за техрегламент номер не получил, зато очень низкий артистизм и техника. Ну не может номер с явно видной высокой технической подготовкой и хорошей школой получать низкие оценки по этим пунктам. Если он не соответствует содержанию соревнований, значит это дисквалификация, либо штраф. Но остальные параметры номера, если уж оценка выставляется, должны оцениваться по факту показанного!

Совершенно непонятны оценки номера «Зеркальце» Петра Паюка из Иркутска. До этого вышел Зыков Евгений из Эспады и показал буквально эталон для оценки сольников с лёгким оружием. По его исполнению очень хорошо было оценивать остальные номера. Так вот, не смотря не некоторые ошибки исполнения, Пётр показал номер динамичнее, богаче по арсеналу и не менее чётко по исполнению.

Если брать протокол, то оценки «Зеркальца» должны быть немного ниже за мастерство, и немного выше или такие же по остальным техническим критериям. Евгений, возможно, должен был получить чуть выше за артистизм. Но чем можно оправдать разницу в технической оценке в ЧЕТЫРЕ!!! балла?! Четыре балла – это разница между «Финистом» и «Злой шуткой» Коломны.

И чем оправдать разницу в ТРИ!!! балла за артистизм? Номера сходные, подача у Петра ничуть не хуже, идея раскрыта, костюмы одинаковы.

Вообще, по протоколу номер Евгения ушёл от всех на какую-то недосягаемую высоту. Что явно не соответствует действительности. Среди сольников с лёгким оружием можно назвать ещё несколько, которые должны бы стоять рядом с «Последним романтиком». Это и «Неожиданная замена» с отличным и динамичным исполнением, но несколько скудным арсеналом, и «Честь храни, сынок», где арсенал очень неплох, но исполнение несколько подкачало – вялое начало и неровное, то лёгкое, то судорожное исполнение далее.

А кроме того, был ещё номер «Чёрный человек» от Единорога, исполненный с хорошей чёткостью, но недостаточной для лёгкой трости динамикой. И ещё этот номер сильно подпортили уколы – нельзя колоть тростью так, будто у тебя в руках очень острая спица. Проникающая способность разная, и за подобное несоответствие сразу цепляется глаз.

В целом, призы на мой взгляд должны были поделить «Зеркальце», «Последний романтик» и «Лесной дух» (раз уж его не оштрафовали за техрегламент). Где-то рядом должны были находиться «Финист», «Чёрный человек» и номера Destrez’ы.

Конечно, многие в подобном положении вещей усмотрят злой умысел. Мол, опять тянут Эспаду и Коломну. Подобные высказывания уже мелькают в сети. Как организатор «Стального Рассвета» могу сказать, что это, наверняка, не так. Главный судья знать не знает, что и как оценивают судьи, да и повлиять на процесс при таком временном цейтноте особо не может. Подозреваю, она сама с удивлением видела итоговые оценки.

Думаю, основной причиной подобной неадекватности была неготовность судей выставлять оценки. Первая номинация, а до этого ближайшие соревнования были только в Коломне – «Романтика Средневековья». Откуда взяться опыту и навыку? Пришлось учиться по ходу, тем более, что помимо навыка выставления оценки нужно ещё было привыкнуть заполнять протокол и научиться мыслить требуемыми этим протоколом категориями. Так что большая часть сольников пала жертвой ситуации «За рулём стажёр».

Ситуацию исправлять поздно, а оргвыводы, я полагаю, Главный судья уже сделала. Хочу сказать только, что нынешние коллективы, конечно, не знакомы с практикой судейства в ФАФ. И конкретные критерии судейства им тоже неизвестны. Но они отлично понимают, какой именно номер был сильным, какой слабым. Это как раз та ситуация, когда своих судей из арт-феха у нас ещё очень мало, однако компетентных людей – предостаточно. Они сделают свои выводы, и печально, если они будут не в пользу Федерации.

С судейством беда. Семь лет беда. И дело не в претензиях отдельных коллективов (при этом странно, почему фразы «Объясните, почему призовое место – призовое» с регулярностью воспринимаются организаторами как «Объясните, почему наше выступление не первое»). Очень печально, что из-за этих проблем арт-фех потерял массу коллективов, и, наверное, потеряет ещё после этого ЧР. Нас не так много, чтобы разбрасываться народом. Время жёсткого отсева ещё, на мой взгляд, не пришло. Пока что ещё время воспитания и выращивания.

11 мыслей о “Некий взгляд на «Упражнение «Соло»» на Чемпионате России по артистическому фехтованию 2014 года.”

  1. Серег, ситуация за рулем «Стажер» выглядит тем более странно, что…
    Если бы на призовые места выходили бы разные коллективы в результате судейской ошибки это было бы одно. И это было как бы не так плохо, все ошибаются. всем сложно…
    А сейчас ситуация выглядит так: Я не понимаю как все это судить, или еще не раскачался. Но я знаю что у нас есть крутой коллектив Эспада в лёгком. И еще один крутой коллектив «Коломенский Кремль» в тяжелом, и потому я их поставлю на призовые места, не могут же они плохо выступить.
    Я может и на говариваю на судей, но с учетом того же это уже не совпадение, а статистика (7 лет все-таки) со стороны выглядит именно так и авторитет ФАФ на этом теряет к сожалению сильно, особенно когда отказывается от нормального диалога.

    1. Я тут немного адвокатом дьявола поработаю. Понимаешь, вот есть у нас «Стальной Рассвет». Первые разы мы в нём тоже участвовали в конкурсных выступлениях. Судей я привлекал вообще со стороны. Они не были знакомы ни с коллективами, ни с нашими тенденциями, ни с артфехом вообще. Но вот с регулярностью «Грифон» брал призовые места. Меня эта ситуация дико бесила. Дело не в том, заслуженно или нет номер брал призовые места. Но постоянство создавало ощущение, что мы себе подсуживаем.

      Поэтому мы отказались выступать в конкурсе на «Рассвете». Благо, кроме нас хватает коллективов, чтобы программу закрыть. Думаю, на ЧР мы имеем где-то сходную ситуацию. Точнее, усугубление ситуации «За рулём стажёр» ещё и вот этим моментом.

      Впрочем, возможно, есть ещё какие-то факторы…

      1. Сергей.ситуация на самом деле проста до ужаса.как в кажись в 2010 или девятом уж не помню и с тех пор не менялась.оценки есть до выступления и пофиг кто чьо делал.я говорю о проколе когда перед соревнованиями припроверке аппаратуры на стене высветелись эти самые оценки…до соревнований и в главных пунктах они совпали на сто процентов.точка.о чем говорить.вы фехтуете я фехтую.и можно что угодно говорить.но пока эта практика (этих надо подтянуть, а эти ни куда не денутся) ни куда не деница.эта та самая причина по которой мы не ездим.когда после соревнований тебе говорят лена извини на самом то деле ты должна занять третье место, а заняла предпоследнее…это сказали лене на последнем чм.и не исправили.я судил соревнования и никогда не обманывал.своих судил даже строже чем кого ни было.нон стоп большое количество выступлений это не проблема (кроме записи конечно) и тут я согласен что оценки должны быть от1 до 10 только сводить их надо уже в перерыв.и паралельно общаться с коллегами о их оценках и о причинах тех или иных не стыковок.когда видновци меня просили судить и со мной было еще 3 человека из которых один был шпажист спортсмен (мастер спорта если не путаю) у меня с ним практически не было разногласий по технике и ошибкам.при том что мы записи сравнили после 10 выступлений.еще двое отвечали за артистизм и костюмы и там особых разногласий не было и тут вопрос почему?я хотел бы учавствовать тема интересная тему надо двигать но черт возьми не так.

          1. Год не помню, спроси у лены может она точно вспомнит.если не путаю в ргувке было.или до этого.перед соревнованиями проверяли проектор ,а мы как раз сидели на третем ряду ну и в течении секунд 25-30 наблюдали турнирную таблицу с распределенными местами и оценками как окончательными так и какие балы за что были выставлены.кроме нас еще кто то видел, у лены с серегой спроси они помнят.

          2. Лена говорит в 2008.это было.суть от этого не меняется.вся проблема современного спорта это договоренные бои…у судьи еще ни кто не смог выиграть.опять же по себе знаю.москва мастер 2001года.сперва меня засудили(засчитали как удары все махи в мою сторону)))).а в финале моего ученика на меч меч.алексей измайлов(леша новгородский из мичуринска за рязань))).засудили.когда увидели что там происходит.по углам рядом скаждым боковым встало по человеку с закатанными рукавами…и леха отыграл в одни ворота четыре очка.а на добоевке до первого акцента все же проиграл.и что теперь к каждому судье что бы был не предвзят и честен нужно человека с палкой ставить?

  2. Извините, что вмешиваюсь, но как раз в 9 и 10 годах была помощником главного секретаря. То есть имела прямой доступ к программе и протоколам. В 10м в том числе сама же ее к соревнованиям подготавливала.
    Могу заверить, что распределения мест заранее не было. Кроме того, это технически крайне сложно организовать.
    Были некие проблемы с правильным заполнением в процессе из-за чего в какой-то момент могли высвечиваться неверные данные. Но мы их очень быстро поправили.

      1. Почти так же, как итоговый протокол, только на каждый номер своя распечатка. Отдельно технические, отдельно артистические. Колонки подписаны точно так же.
        Соответственно у технических судей техническая часть таблицы. У артистически — артистическая. Общая шапка одна. Внизу ставится подпись. После каждого номера они эти бумажки проставляют и сдают. Категория сшита пачкой, то есть сдают проставленную, под ней лежит на следующий номер. (именно из-за этого переставлять номера местами сложно — все пачки пересшивать).
        Главный секретарь по этим бумажкам вводит в экселевскую таблицу. Она же выдает итоговый, который выводится на экран и потом распечатывается.

  3. Сергей, Федерация — это Вы, мы с вами. Ни Эспада, ни Коломна без массовки ничего не смогут. Мы не ставим задачей угробить кого бы то ни было из действующих чемпионов, мы просто приглашаем Вас на Кубок Школы Средневекового Европейского Фехтования CREDENDO VIDAS, о времени и месте проведения которого сообщим дополнительно. Если у Вашего клуба будут финансовые и иные возможности приехать на наши межклубные встречи, это будет здорово! Нам есть о чём поговорить, не противопоставляя нас кому бы то ни было, но действуя совокупно для развития вида.
    Леонид Бойко

    1. Мы постараемся выехать на любое мероприятие, если у нас будут на это деньги. С этим, сам понимаешь, большие проблемы. Но здесь, чем больше выступлений на сцене, тем нам же лучше. Поэтому будем стараться.

Добавить комментарий