Наименование элементов игры клинка.

Пока я делаю видео, возникла необходимость уточнить некоторые вопросы терминообразования для демонстрируемого материала. Терминология художественного вращения оружием на данный момент у нас находится в стадии активной разработки, поэтому  какого-то законченного вида пока не имеет. Однако, уже сложились некоторые правила и термины, которые я использую в том числе и в видео, и вот об их употреблении я и хотел сейчас написать.

Вращения.

Построение названия вращений происходит по следующей схеме:

[направление][плоскость][особенности исполнения][элемент][хват][положение относительно корпуса]

Направление – прямое или обратное.

Плоскость – вертикальная или горизонтальная. В особых случаях, когда это имеет принципиальное значение, указывается фронтальная плоскость. Кроме нескольких исключений, большинство элементов исполняется в двух параллельных плоскостях, однако, этот факт не указывается в термине, как очевидный.

Элемент – названия элементов на данный момент слабо отражают их содержание или характерную форму исполнения. Пока это просто фольклорные названия, какие-то именуют уникальные элементы, как например «хвост», какие-то – целые группы. На данный момент, мы оперируем следующими названиями групп:

  • Кольца – инерционные вращения клинка в плоскости в один оборот, центр вращения в точке хвата.
  • Конусы – маховые вращения рукояти в один оборот, центр вращения на клинке.
  • Восьмёрки – инерционные вращения из двух однонаправленных колец в параллельных плоскостях.
  • Девятки – инерционные вращения из трёх однонаправленных колец в параллельных плоскостях.

Есть ещё множество названий, однако они относятся уже к отдельным элементам.

Особенности исполнения – важные отличия от обычного исполнения внутри группы элементов.

Хват – прямой или обратный. Для колец ещё и закрытый или открытый.

Положение относительно корпуса – спереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, сбоку.

Сокращение терминов.

По приведённой схеме, полное именование элемента получается громоздким и неудобным в использовании: «прямое вертикальное кольцо открытым прямым хватом справа». Поэтому мы используем сокращённые термины для элементов с обычным исполнением. В этом случае в термин добавляются только те характеристики, которые отличают исполнение элемента от обычного.

Для всех элементов обычным является прямой хват и вертикальное прямое исполнение. Для колец при исполнении правой рукой справа или сзади обычным является открытый хват, а слева или спереди – закрытый. Наименование кольца в обычном исполнении: «кольцо справа» – прямое вертикальное кольцо открытым прямым хватом справа», «обратное кольцо сзади» – «обратное вертикальное кольцо прямым открытым хватом сзади», «горизонтальное кольцо сверху» — «прямое горизонтальное кольцо прямым хватом сверху». Для горизонтальных колец при исполнении сверху нет различия между открытым и закрытым хватом.

Для восьмёрки обычным исполнением для правой руки является комбинация кольца открытым хватом справа и закрытым хватом слева. Т.е. весь элемент исполняется спереди. «Восьмёрка» — «Прямая вертикальная восьмёрка прямым хватом спереди», «закрытая восьмёрка сбоку» — «прямая вертикальная закрытая восьмёрка прямым хватом сбоку» («хвост»).

Для девятки обычное исполнение правой рукой сбоку, причём сзади исполняются два кольца, спереди одно закрытым хватом. «Девятка» — «прямая вертикальная девятка прямым хватом сбоку». «Фронтальная девятка обратным хватом» — «прямая вертикальная фронтальная девятка обратным хватом сбоку» (у «фронтальной девятки» два кольца спереди и одно закрытым хватом сзади). Вариант девятки, состоящей из двух колец в одной плоскости и кольца открытым хватом в другой плоскости у нас пока своего названия не имеет. Обычно говорим «та самая дурацкая девятка».

Перехваты и перебросы.

Терминология перехватов и перебросов проработана слабее, чем терминология восьмёрок. Но по аналогии используется следующая схема:

[исполнение][плоскость][особенности][элемент][исходная рука]

Исполнение – прямое или обратное.

Плоскость – фронтальный, вертикальный или горизонтальный.

Особенности – открытый или закрытый для перехвата, с ребра ладони для переброса. Двойной, тройной и т.п. для перебросов.

Элемент – перехват или переброс.

Исходная рука – рука, из которой выполняется перехват или переброс

Здесь же применяются и разрозненные уникальные термины или классификаторы. Например, «перекрученный перехват», «переброс за спину» и т.п.

Обычное исполнение подразумевает фронтальную плоскость. Для вертикальной плоскости указывают положение – справа или слева.

Примеры терминов: «тройной переброс с правой руки», «открытый перехват справа с правой руки» и т.п. Очень часты нарушения схемы, связанные с очевидностью или единственно возможной формой исполнения элемента. Кроме того, распространено указание элемента, с которого выходят на перехват/переброс, а не исходной руки.

 

Наложения.

Терминология наложений, по сути, отсутствует вовсе. Есть разрозненные уникальные термины, вроде «наложение на предплечье», «накладной перехват за спиной» и подобное.

Прочие элементы.

Здесь ситуация схожая с наложениями. Элементы просто называются как-нибудь. «Капля» и «подкова» имеют единственно возможное исполнение из текущего положения меча, поэтому спецификаторов не имеют.

2 мысли о “Наименование элементов игры клинка.”

  1. Здравствуйте,

    Скажите, пожалуста, от куда взята база для упражнений элементов игры клинка? Это — основа из китайского, японского военного исскуства? Я вижу многие одинаковые элименты.

    Заранее спасибо за ответ.

  2. Сами элементы взяты из разных источников. Что-то сделано на основе элементов художественной гимнастики, что-то подсмотрено в фильмах, что-то ещё где. Когда критическая масса элементов оказалась достаточной, новые стали придумываться на основе старых уже без подглядываний куда-то. Плюс к тому, возникла систематики, пусть пока несовершенная, позволившая искать новые элементы осознанно.

    То, что многие элементы одинаковы — не удивительно. Тело что у китайца, что у европейца, в принципе, одинаково, а меч — по сути, всего лишь железная палка. Сделать с ней что-то принципиально иное сложно. В остальной ведь технике тоже много общего.

Добавить комментарий