Чемпионат России по арт-фехтованию 2011

Отчет о поездке на Чемпионат России 2011

Осторожно, очень многа букаф

Подготовка.

То, что нам оплатят  поездку на ЧР, было известно уже весной, поэтому решения о номерах и подготовке, в принципе, принимались ещё тогда. Но, сначала из-за организации «Стального Рассвета», потом текучки и подготовки летнего лагеря, хоть какая-то подготовка началась поздно. По факту, только в лагере, а серьёзно стали готовиться лишь с осени.

В этот раз было принято генеральное решение — сделать упор на бои. В том смысле, что мы должны в боевых номинациях выступить с такими же высокими оценками, как и в «Соло» и синхронах. Так как разрыв оценок в прошлых выступлениях сильно удручал.

Надо было доказать в первую очередь самим себе, что мы равно хорошо можем и упражнения показывать и биться.

Итак, исходным посылом было занять четыре выхода под номинации «Дуэт-свободный стиль» и «Группа-свободный стиль», а оставшихся два выхода отдать синхрону и соло.

Список номеров составили:

 — Дуэт — «На перекрёстке двух дворов» (рабочее название «Бабки») и «Иллиада» (рабочее название «Ахилл-Гектор».

 — Группа — «Амазонки» (рабочее название … «Амазонки» ;) и ещё один бой.

В «Соло» — «Ветер», в синхроне выбор был либо «Великолепная семёрка», либо «Восточное трио» (рабочее название «Танец с саблями»).

По номерам:

«Бабки» — очень давняя идея, родилась ещё к первой нашей Коломне, но тогда мы не стали доводить её до ума. Потом она год вызревала и после ЧР-2010 окончательно вызрела. В общих чертах схема выступления была готова к маю 2011, и окончательно — осенью.

Этот выход должен был стать нашей пробой сил в юмористическом направлении арт-феха. Некий стёбный бой двух ядрёных бабок-дворничих, которые не поделили подметаемую территорию.

В целом, всё полностью получилось, однако, в конечном итоге унылые костюмы дворничих уступили место пёстрому наряду деревенских бабок, в итоге, вместо разнимающего их дворника оказались пара деревенских парней. Когда мы смотрели этот номер на финальном прогоне в клубе — ржали в голос, хотя схему видели тысячу раз. Девчонки отрывались от души. Получился конкретный «баб-яга стайл», весёлый и динамичный, вкупе с костюмами — просто заводной. Увы, видео репетиции не сохранилось, поэтому предлагаю поверить мне на слово.

В общем, по итогу, я надеялся на гарантированное место в призах, и печалился только от того, что наш «Ахилл-Гектор» будет создавать номеру ненужную конкуренцию в номинации.

«Ахилл-Гектор». Когда летом в лагере мы обсуждали перспективы номеров на будущий ЧР с прицелом на будущий ЧМ, то решили, что и нашим и зарубежным зрителям будут ближе и понятнее классические сюжеты, тем более с отсылками на достаточно свежие изделия Голливуда. Идей было несколько, но остановились мы именно на «Иллиаде», так как исходный материал позволял воплотить наше видение сложного фехтовального поединка с различными завязками, акробатикой и прочим. Плюс, заранее проработанные персонажи с известной мотивацией поступков и характером — отличная школа игры. Как раз то, что нам нужно.

Схема начала придумываться там же, в лагере, по воспоминаниям ощущений от боя из фильма «Троя». Конечно, в лагере я доступ к видео не имел, но когда посмотрел исходник, подивился, насколько близко к тексту была придумана схема (тогда ещё только эпизод на копьях).

Вообще, над этим выступлением я работал больше всего. В результате, я имел очень чёткое представление о поведении персонажей, рисунке боя, жестах, мимике и костюмах, словах и различных сюжетных ходах.

В боевой схеме было решено уйти от классики (как известно, Гектора убивают ударом копья в шею), так как на сцене это сложно реализовать с нужной степенью достоверности.

Ахилл должен был выглядеть идеалом воина — красивые позировки, точные и сложные движения, очень разнообразные приёмы в каждой ситуации, отсутствие одинаковых реакций и прочее. В общем, сразу должен был приковывать внимание.

Гектор же — обычный очень опытный вояка. Где-то зажатый рамками представлений о честном бою (например, не ожидающий и не использующий приёмы рукопашки), не очень чистой техники) без особых позировок и сложных ударов, просто кондовое добротное фехтование.

Выступление заявили в «свободный стиль», так как я только оружие сделал достоверным по формам и весу (тяжелые железные ксифосы, щиты). Остальной доспех сделать из кожи и железа было не реально — не потянул бы технологически. Поэтому обошлись пластиком и дермантином. Опять же, образ греческого воина делался собирательным, чтоб узнавался, но не привязывался именно к XII веку до Н.Э.

Отсюда и несколько фэнтезийный вид и, соответственно, заявка в свободный стиль из-за анахронизмов в костюмах.

Уже позже понял, что это было ошибкой, и правила вполне позволяли заявиться в античность. Хорошо, что в итоге удалось перезаявиться.

Ещё одним фатальным косяком были копья (вообще, не копья, а, скорее, дротики, ну да фиг с ним). У меня не получилось сделать нормальные наконечники, пришлось придумывать обходные варианты, и тут чёрт дёрнул меня сделать древки из пластиковой трубы. У меня вообще есть пунктик. Я не заморачиваюсь особенно дотошно соответствием костюма и оружия эпохе, но и то и другое ДОЛЖНО быть добротным и практически «настоящим». Поэтому, если мечи, то максимально близкие по весу и параметрам к оригиналам. Просто потому, что тогда их приятно держать в руках.

Так вот, я не знаю, с чего это я решил делать древки не деревянными. Наверное, потому что думал, будет долговечнее… ФИГНЯ, короче, получилась. Копья получились много легче и гибче даже тех палок (из лиственницы), которыми мы репетировали схему. И сделал я эти копья в последний момент. В итоге, делать те же приёмы, что с тяжелыми и крепкими деревянными палками, было просто тяжело. Короче, нафиг это барахло, постараюсь сделать всё более достоверное и адекватное.

«Амазонки». Это идея Гали. Она давно хотела поставить историю любви про амазонок-мужененавистниц, одна из которых внезапно полюбила воина и спасла его с алтаря смерти и от своих товарок.

Первоначальный сценарий получился очень хорош. Кроме цельной любовной линии и богатого материала для обучения отыгрышу он предполагал сложную боевую постановку с фехтованием в паре, поддержками и парной акробатикой.

Но! Время. Даже в самом сжатом варианте получалось около восьми минут. Это никуда не годилось. В итоге, всю завязку пришлось переделать, потеряв в логичности сюжета. Любовную линию, самое начало, скомкать, так как на отыгрыш внезапной любви оставалось буквально секунд двадцать. Короче, если брать официальный тайминг номинации, на бои надо было потратить 3'40'', а на отыгрыш сюжета — 1'20''. Мы, увы, не на столько круты, чтобы отыграть сюжет за столь короткое время.

В этом номере бои ставил я, а всё остальное — Галя. В результате, у нас есть шикарный синхрон амазонок (если брать первоначальный вариант), в котором в танце ей удалось передать и их дикарский характер, и боевой дух, и вообще. Смотреть его — одно удовольствие.

Боевые схемы… Первый бой — так себе. Это очень старая схема ещё 2007 года, и тогда она просто называлась «бой двое на одного с равным оружием», что полностью отражает её цель — я учился придумывать сложные бои. Схему мы немного переработали, но и только.

Второй бой… Блин, вот он попил крови изрядно. Я слабо представлял себе мотивацию и характеры участвующих в нём персонажей, так что рождался он в тяжких муках и с несколькими нервными срывами. Накладывалось ещё и то, что я в это время активно делал реквизит для Ахилла и продумывал его. В общем, во втором бою мы реализовали едва 15% изначальных задумок. Очень многое в нём держалось на синхронности и отыгрыше в соответствующих моментах (чтобы связки логичные получались). Конечный вариант получился, фактически, за неделю до отъезда, что многое проясняет в нашем итоговом выходе.

Но при этом, так как в этот раз мы ехали не за свои деньги, то все оторвались на костюмах. Девчонки забабахали себе таких амазонок, что мы (парни) до сих пор ходим с открытыми ртами! Блин! Слов нет, тут они оторвались на все 100!

На весь реквизит к этому ЧР ушло тысяч 20, что для нас просто фантастические деньги. Все прошлые поездки в этом плане были просто мега низкобюджетные ;)

И ещё один бой. Он должен был состоять из схем, придуманных для наших местных выступлений, и переработанных под единый сюжет. Но, оценив время и объем работы по остальным номерам, от этого выхода отказались. Просто не успевали подготовить саунд и костюмы. Хотя, это было бы самое подготовленное и отрепетированное выступление. Ну да ладно. Заменили его синхроном «Восточное трио», тем более, что я сделал-таки нормальные сабли.

Подготовка получилась очень напряженной, что оказалось немалым испытанием для коллектива. К обычному «я не смогу» добавилось «мы не успеем» и «опять всё в последний момент». Лично меня это дико напрягало, так как вместо поддержки от ребят, приходилось наоборот, постоянно подзадоривать и поддерживать их самих. А у меня запасы энергии тоже не безграничны. В итоге, под конец я просто был неадекватен, и несколько раз срывался.

Что, естественно, сказалось на общем настрое коллектива. Плюс ко всему, кроме меня и Гали тратить всё свое время на тренировки больше никто не может. Вообще-то, все стараются, каждый приходит в клуб, как только выдается свободная минутка, но вот беда — у всех свободные минутки выпадают на разное время, и репетировать общие номера по нормальному никак не получается. Под конец это просто до белого каления доводило, когда семь человек ждут два часа одного, которому важнее личные дела.

В общем, в Москву мы прилетели на нервах. Причём, на последних. От такого настроя я был в полной уверенности (ребятам, конечно, не говорил), что мы провалимся. С таким настроем невозможно побеждать. В принципе, для коллектива это было бы хорошим уроком и испытанием на прочность. Но и так неплохо вышло.

Что же в итоге получилось.

«Ветер». Первое выступление, дикое напряжение (см. выше). Но Галя — профессионал. В итоге, скованно и без такой эмоциональной отдачи, как в прошлом году. Просто, отработала.

Получилось как у меня с «Защитником» на прошлом ЧР. Я тогда тоже вышел на сцену в полной уверенности за офигенное выступление. Готовился, точил. Знаю все сложные места. Знаю где и как играть на публику и что показывать. А в итоге — пшик.

В этот раз, Галя не показала того, что делала на финальном прогоне в городе. Там был ветер и напор. Тут — просто не очень динамичная техника.

Упрёком мне то, что а) надо было встать за пушку и вести Галю; б) мы все должны помогать друг друга на сцене — хлопать, поддерживать; в) я ДОЛЖЕН был придумать вводное слово, белый стих про ветер, который должен был задать настроение перед выходом. Но увы, в том состоянии, что я был, сотворить стих я не смог.

«Опасной бывает красота». Тут нечего сказать. Алёна просто слила свой выход. Ни динамики, ни танца, ни амплитуды, ничего. Всё зажато, даже «бедуин» (уж что-что, а это она делает идеально даже спросоня) не вышел. Причина здесь всё та же — нервы.

«Бабки». Вот что провалилось полностью и окончательно, так это «Бабки». Девчонки не выполнили половину схемы, начали слишком переигрывать и медленно двигаться и т.д. Короче, что, что мы везли, и то, что вы видели на сцене — это два СОВЕРШЕННО разных номера. Вообще. Настоящих «Бабок» мы ещё покажем.

«Восточное трио». В свете вышевыстпленного задачей номер раз было просто чисто сделать «Трио». Девчонки были в истерике от запоротых выходов, и вообще, я начинал бояться, что всё развивается по наихудшему сценарию. Это был решающий момент. Плохо выйти — слить весь чемпионат, нормально — у нас оставался шанс.

И девчонки справились. Даже не смотря на странный косяк со звуком. Вообще молодцы. Да, было не очень много артистизма и динамики, но они смогли пересилить себя, отработали достаточно чисто. И, самое главное, настроение после их выхода в команде резко поменялось. Появилась надежда и мы начали улыбаться.

«Великолепная семёрка». Не хватило времени на репетиции попробовать сцену с этим номером, а в составе был новый человек, который не выступал ещё вообще. И именно он в самом начале выступления подворачивает ногу и практически всё время (две минуты непрерывного движения) работает через сильную боль. Выступили лучше, чем на прошлом ЧР. Могли ли лучше — да, но потолок этого номера для нас недалеко. Сначала это был шаг вперёд. Более высокий темп и плотность движений, сложнее схема и тяжелее оружие. Сейчас уже пришла пора вырасти и сделать новый шаг. Ну и косяк со светом на сцене не позволили отработать с освещением так, как было задумано.

«Иллиада». Вот что сработало так, как я и планировал, так это наш «Ахилл». Да, косяк с легкими копьями портит впечатление от начала. Да, я умудрился переиграть с криками, и судьи услышали мат на сцене. Но! Мы очень плотно и кучно легли с Коломной. Фактически, ноздря в ноздрю. Это, я считаю, победа для нас. Номер будем точить и дальше, тем более, что Ахиллу пока далеко до красивых позировок, а несколько связок в бою очень спорны и просятся быть переделанными. Но судьи увидели ту идею, что я хотел донести до зрителя.

И таки да, Ахилл будет прыгать акробатику, потому что ему это сделать так же просто, как вам убрать ногу от меча. Заметьте, он не просто сальто прыгает от моего удара, он это делает с трехкилограммовым щитом на руке и полуторакилограммовым ксифосом. Вообще, он должен был делать стрикассат с разножкой (т.е. именно уклониться от моего удара под щит по ноге), но это мы доточим.

«Амазонки». Ожидаемо низкие оценки за боевую составляющую (схема не отработана и много несогласованностей) и совсем не ожидаемо высокие за артистизм. Если я всё правильно понял в судействе, то будем давить в этом направлении и дальше.

Это всё, что касается непосредственно выступлений. Общие же выводы таковы.

Урок проигрыша все-таки получен, хотя и в более лёгкой форме, чем я ожидал. Возможно, так оно даже лучше.

Слабая подготовка команды, как команды, а не группы индивидуалов. Причём, беда не глобальная, а, скажем так, изредка проявляющаяся. Т.е. просто нет чёткой командной работы всё время мероприятия. Может быть всё хорошо, хорошо, потом бац! и все сами по себе. И снова хорошо. Это, на мой взгляд, во-первых, малый опыт выездов на мероприятия, а во-вторых, мой ослабший контроль. В общем, не всегда я вёл себя как руководитель, пуская частенько события на самотёк.

Надо просто помнить, что если хочешь, чтобы хороший инструмент сделал хорошую работу, не надо надеяться, что он её сделает сам.

Ну и артистизм — наше всё. Срочно надо подтягивать артистизм до приличного уровня.

Кроме того, физуха. Тяжелое оружие, это не шпага. Чтобы качественно махать на сцене мечом, необходимо выполнять некие минимальные нормативы, иначе всё будет плохо. Какие это нормативы, уже ясно, осталось только их выполнить ;)

И напоследок, хотелось бы пару слов сказать об организации мероприятия. Отрадно, что мой прошлогодний упрёк (а может, и не только мой) насчёт отсутствия воды за кулисами, был услышан. Воды было много. И это хорошо.

А вот общая организация оказалась хуже прошлогодней. Конечно, тут и объективные причины, и различные непредвиденные накладки (нет половины света на сцене, нет человека за пушкой и т.п.), но! Одна вещь, которая удивила в прошлом году, в этом сильно напрягла.

Никто не относится так наплевательски к приезжим, как Москва! Предложить коллективу самому искать возможность поселения за 4000 вёрст — это здорово!

Можно пережить такие моменты, как «как добраться из аэропорта в город — сами разберётесь», «как найти РГУФК — вот карта» и т.п. Но, блин, дистанционно искать проживание — это уже из ряда вон!

Где жить, в конце концов, нашла Уфа, за что я им сердечно признателен. Но вот понять, почему москвичи не смогли того, что смогла по инету Уфа, я не могу.

В этом плане Коломна для меня остаётся идеалом и примером для подражания. Встретят, поселят, всё проверят, привезут/увезут. Всё на высшем уровне. Сразу видно — нас ждут, нам рады. А вы, Москва, рады? Почему не учитесь у Коломны?

7 мыслей о “Чемпионат России по арт-фехтованию 2011”

  1. Сергей, по просьбе Уфы я ездил в тот хостел, который они нашли, и по их просьбе своими глазами посмотрел это место, убедился, что не клоповник, и об этом Уфе отписался.

    Почему нельзя взрослым людям найти по карте, как проехать куда-то, и найти, где жить — не очень понимаю. Может, конечно, мы тут компьютерно продвинутые, и некоторые проблемы воспринимаем как пустяковые, но — почему мы, когда едем в ту же Европу (где, заметь, не по-русски говорят), все находим сами, все выясняем у организаторов, все, что нам надо, узнаем и разыскиваем?

    Насчет встретить — ну, мы, конечно, тут в Москве, все телепаты и мысли Ваши о том, что Вам надо и хочется — читаем «на раз». Может, все-таки как-то немного повзрослеть пора и научиться хотя бы свои просьбы и желания организаторам излагать, а не писать потом — «а вот они наплевательски к нам относятся».

    Мне так кажется, извини.

    1. Евгений, дело же не в том, можем мы найти поселение, или дорогу, или нет. Понятное дело, мы сами хотим к вам приехать, поэтому и сами виноваты.

      Дело в другом. Просто, для меня есть некоторые нормы гостеприимства, которые не прописывают на бумаге, но, обычно, стараются соблюдать. И их несоблюдение вызывает некоторое удивление.

      Согласись, Европа может встречать гостей как хочет, это ведь не повод брать с них пример?

      Я постараюсь тебе показать ситуацию с иной стороны.

      А вообще, безотносительно ЧР, просто отвлечённый пример.

      Взгляни на ситуацию глазами человека, впервые приехавшего в Москву (я не про себя, хотя и на своём примере):

      1) 325 рублей за аэроэкспресс — это БЕШЕНЫЕ деньги. Мы на эти деньги четыре дня едим, так что взять и вот просто так выложить их — не просто.

      2) Автобус + метро + автобус — бррр… У нас в городе можно доехать практически из любой точки в любую на одном маршруте. Это я к тому, что система восприятия иная. Конечно, можно сориентироваться и разобраться. И даже кайф от таких поездок в итоге словить… Когда один и без вещей. А представь, с тобой толпа народа и 100 кг снаряжения. И надо бегать искать РГУФК. Куда свернуть, куда пройти?..

      И так далее. Масса мелочей, именно мелочей, которые тебе, например, покажутся вообще ерундой, не стоящей внимания — всё ж понятно. А вот впервые приехавшего — напрягут.

      Я, слава богу, имел возможность и с проездом в своё время разобраться, и узнать, где РГУФК, достаточно комфортно, поэтому сильно на эту тему не напрягался.

      Или с другой стороны. Представь, я летом Машу не встречал бы, а просто дал адрес гостиницы и места мероприятия? Мол, взрослая, к тому же с Романом, разберёшься. Городок у нас маленький, уехать и заблудиться сложно.

      Или вот Новосиб на «Стальной рассвет» приехал. Я их вообще не ожидал, поэтому ни поселения, ни встречи вообще не планировал. А от нашего ЖД вокзала до места мероприятия вообще 30 минут пешком, что не дошли бы? Взрослые люди, дошли бы конечно. Однако, и встретил, и жил вместе с ними, и на вокзал возил.

      Сказать «повзрослей» проще всего, вроде и проблемы нет. Но вот я это сказал вслух, а Новосиб, Уфа и Воронеж — про себя. А кто какие выводы про себя сделал?

  2. Ладно, немного остыв, скажу, что, наверное, надо было больше приложить усилий для поиска более-менее подходящих вариантов поселения иногородних участников. В прошлые годы была общага РГУФК, проблем с поселением не было, а в этом году, оставшись без недорогого поселения, упустили этот момент из вида, не подумали поискать потщательнее — я нашел несколько ссылок на рабочие общаги в округе, послал Уфе, но там оказалось не то, что надо.

    Учтем на будущее, как в этом году прошлогодний упрек про воду.

Добавить комментарий