Отчёт о поездке команды студии «Грифон» на Чемпионат России по артистическому фехтованию 2012 года

Часть вторая. Поездка.

Билеты покупал, фактически, в последний день, так что довольствовался тем, что было. Идеальной авиакомпанией остаётся НордСтар. У них и цены адекватные, и обслуживание в полёте хорошее, и самолёты нормальные. Одна беда, не было подходящих вариантов с рейсами туда (т.е. в Москву). То, что было, предполагало, что в Коломне мы оказались бы в два ночи в субботу. Понятно, что не вариант. Так что, на этот раз летели авиакомпанией «Ямал». После опыта с «Трансаэро», к подобным авиакомпаниям я отношусь крайне подозрительно – не известно, на каких таких оленях этот «Ямал» возит народ, кормлены ли они, ухожены ли.

Но, на поверку, всё оказалось весьма пристойно. Самолёт, правда, был без бизнес-класса, мы похожим летели от Парижа до Лиссабона, да экипаж говорил только по-русски. Но всё остальное было хорошо и приятно.

Аэропорт Домодедово я не люблю. Просто так сложилось. Не люблю. В этот раз опять нас поджидал сюрприз. Перенесли автобусную остановку. Знаков, естественно, никаких не было. Шли исключительно руководствуясь пролетарским чутьём. Оно поначалу завело нас не туда, но на автобус всё же попали.

В целом же, до Коломны добрались спокойно и без происшествий. Как я и предсказывал, на вокзале «Голутвин» оказались в два часа дня. Приятно сознавать, что иногда я достаточно точно оцениваю время.

В этот раз жили в гостинице «Коломна». «Советская» решила, что она офигеть какая крутая, и может задирать цены. Так что мы забили на неё, тем более, что организаторам в «Коломне» предоставляли скидку. В общем, получилось так, что в «Коломне» жили вообще все. Что меня лично несказанно радовало. В кои-то веки я заимел возможность пообщаться во внеурочное время со множеством интересных людей. Чем, забегая вперёд, я по полной программе и воспользовался.

«Коломна» оказалась чем-то сильно похожа на Hotel Lido в Эшториле. Только вместо бассейна – замёрзший фонтан. Номера приятные, а комнатный сервис ненавязчивый до отсутствия (в смысле, что к нам с Галей в номер он, судя по всему, за все три дня так ни разу и не заглядывал). Но, не буду наговаривать на персонал гостиницы, возможно, просто именно нам с Галей так повезло. В остальном же, «Коломна» понравилась много больше «Советской».

Вообще же, в эту поездку меня очень жёстко рубило на поспать. Как только заселились, я тут же отрубился до вечера. Галя тоже. Что делали в это время ребята – не знаю, но когда я проснулся, у них была еда. Это они здорово, молодцы. Отметил у себя в секретной книжечке зачёт.

Под ночь гуляли по старому городу. Красиво. Мне вообще нравятся коломенские места вдоль реки в районе кремля. Они успокаивают и заряжают энергией. Так что прогулялись с большой пользой. Плюс к тому, посмотрели кремль с другой стороны.

На следующее утро умудрились слегка опоздать на репетиции. Ехали на трамвае, впервые, и слегка побегали по остановкам. В итоге, репетиции прошли несколько скомкано, что, несомненно, сказалось на соревновательных выходах. По крайней мере, вполне могли заметить косяки в «Псе Господнем», а Максу можно было указать на контроль снаряжения. Ну да ладно, будет очередной урок на будущее.

В этот день поприсутствовал ещё и на судейском семинаре. На втором дне этого семинара. Первый был 25 ноября, так что половину важной для себя информации я пропустил.

То, что я услышал, меня и порадовало, и дало массу пищи для размышлений. Самое главное, я не испытал жёсткого неприятия или иной негативной реакции на происходящее (такое было, когда давным давно я ознакомился с комментариями судьям по судейству тяжелой номинации).

Разбирали судейство «Упражнения «Соло»» тяжелого варианта (т.е. с мечами и т.п.).

Сильно порадовало, что ФАФ идёт примерно по тому же пути, по которому шёл я, разрабатывая судейство для «Стального Рассвета» этого года. Эти идеи я озвучивал на конференции в Коломне в марте, и приятно сознавать, что думал я сходным образом с руководством ФАФ. Видимо, это действительно на данный момент оптимальная схема выставления оценок, раз мы с разным опытом проведения мероприятий и сильно удалённые друг от друга независимо пришли примерно к одним и тем же принципам.

Но в том, что я услышал на семинаре, были и проблемы. Первая, сугубо моя личная – использованные в таблицах ФАФ формулировки для меня непривычны, описывают явления иным языком и в некоторых местах акцентируют внимание не на тех, на мой взгляд, вещах. В итоге, чтобы лично мне было по ним удобно судить, я должен их переписать в своих терминах.

Вообще, по проблемам терминологии я уже делал публикацию, и здесь, при разборе судейства периодически эти проблемы вылезали. Впрочем, это именно проблемы, в частности, мои и, в общем, нашей школы.

А вот другую проблему отметили все участники семинара, так или иначе работавшие с тяжёлым оружием. И она заключается в том, что человек, махавший мечом, чувствует движения другого человека и понимает, когда они – специфика школы, а когда – просто неловкие или неумелые движения. Поэтому, по предложенным таблицам будет судить по существу критериев. А вот те, кто пришёл в судейство с лёгкого оружия, судить, скорее всего, будут буквально (т.е. так, как написано), так как нет соответствующего двигательного опыта.

Поэтому, я считаю, правильным было бы начинать все судейские семинары по тяжёлому оружию полуторачасовой тренировкой. На ней не обязательно объяснять базу конкретной школы, но дать судьям мечи, и заставить повыполнять удары по воздуху, по балде, по защите партнёра, подвигаться с ударами и защитой – это необходимо делать обязательно.

Ведь если я вдруг захочу судить лёгкое оружие, первое, что мне нужно будет сделать – встать в стойку со шпагой и выучить базу. Почувствовать, как фехтуют этим оружием. Мне не обязательно становиться профессионалом, даже сколько-нибудь серьёзный навык не обязателен. Но понимание базы я должен получить. Иначе, что я буду судить? Так и здесь.

А ещё один момент я с удивлением обнаружил, попробовав провести тестовое судейство по предложенной системе. Оказалось, что технически бедный номер набирает меньше сбавок за ошибки, чем технически сложный. Просто потому, что в последнем спортсмен делает больше разнообразных движений и приёмов, и у него больше шансов насовершать ошибок. Причём разных. И это сразу видно в протоколе.

Этот результат был для меня, прямо скажем, весьма неожиданным, над ним надо серьёзно думать, так как он является следствием довольно значимой проблемы подобного подхода к судейству.

Ну и по формулировкам таблиц. Я всё же считаю, что за ошибки нужно принимать исключительно нарушение значимых параметров приёмов. А в таблицах есть примеры, когда в качестве ошибки указаны следствия, либо частные моменты более общей проблемы.

Например, я ввёл у себя термин «Слабость хвата» – видимое неконтролируемое перемещение рукояти оружия в пределах хвата. На ударах меч выворачивает из запястья, проворачивает либо вытягивает (хват смещается к навершию) в кулаке.

Для меня это определение исчерпывающе, обозначает одну конкретную ошибку, которая может быть вызвана различными причинами, и которая проявляется несколькими характерными способами в зависимости от формы атаки. Но, повторюсь, для меня ошибка одна.

В предложенных же таблицах я увидел целых два пункта, которые описывают частные случаи проявления этой ошибки. И везде своя сбавка. Это «при нанесении укола уход рукояти вперед в ладони удерживающей руки, вплоть до перехода хвата на «яблоко» или выпадения оружия» и «при нанесении удара в конечной точке атаки отсутствие угла между предплечьем и клинком, чрезмерный перегиб в лучезапястном суставе».

Но, это я отклонился от темы. Конкретный разбор предложенной системы интересен только мне для дальнейшей продуктивной работы. Если кто ещё заинтересуется, отвечу мылом.

Мы же вечером встречались с новым президентом ФАФ. Это хороший и интересный человек. Я впервые увидел человека от бизнеса, который бы с такой инициативой взялся за подъём и развитие артистического фехтования. Ну что же, будем тут на местах соответствовать. Тем более, что идеи прозвучали интересные, а главное – не невозможные. Дорогу осилит идущий.

Понравилось, как он оценивал за столом представителей разных региональных отделений, отмечал их перспективность для дальнейшей работы. Это многое значит и о многом говорит.

После встречи я ещё часа четыре общался с народом за фехтование и фехтовальную жизнь. Лёг спать в пять утра по нашему. Перед выступлениями, понятно, нифига не выспался. Блин. Но ни разу не жалею об этом.

5 мыслей о “Отчёт о поездке команды студии «Грифон» на Чемпионат России по артистическому фехтованию 2012 года”

  1. Картинка 1902 года, обрати внимание на вторую пару. Хват за яблоко так сказать, правда в легком фехтовании и это не ошибка, это особенность школы как ни странно, для удлинения выпада

  2. Так и с мечом есть удары, которые делают хватом за навершие. «Слабость хвата» — это не хват за навершие, а именно слабый хват. Когда пальцы слабые, и разогнанный меч начинает вываливаться из руки, и только на навершии пальцы оказываются в состоянии меч удержать.

    Думаю, ты легко различишь эти две ситуации при исполнении.

  3. Я просто боюсь, что если победит формальный подход к правилам, как нам ратует Велигор, то судьи не будут разбираться, где особенность школы, а где слабый хват и всем начнут ставить ошибки, они же тоже люди и сложностей не любят.
    Я тут проводил небольшой эксперимент на тему, увидят не увидят ошибки. Проверялось на банальнейшей ошибке, завал клинка: удар не лезвием, а почти плоскостью. Так вот, если стать боком к «судьям» (проверялась на ист феховцах и спорт фехтовальщиках), и наносить банальную двойку (с права с лева) и с ближней к судье стороны наносить правильно удар, а с дальней заваливать клинок, то неподготовленный «судья» почти никогда не видит, завала, за редким исключением, а вот если предупредить, что такая ошибка возможно, то видит уже процентов 80-90 завалов.
    Так что указание на типичные ошибки и таблица это с одной стороны хорошо, а с другой главное чтоб в формализм не скатилось

  4. Тут на самом деле проблем масса появляется.

    Например, терминология. Вот написано «при нанесении удара в конечной точке атаки отсутствие угла между предплечьем и клинком, чрезмерный перегиб в лучезапястном суставе».

    Что такое «конечная точка атаки»? Где смотреть ошибку? Велигор постулирует а) принципиальную аналоговость фехтования, б) принципиальную несистематизируемость и в) отсутствие остановок. Так где тогда «конечная точка атаки»?

    Я, например, оперирую другими терминами: «контрольная точка удара». Их три:
    1) «точка начала удара» (рабочее «положение замаха») — положение меча в пространстве, из которого он начинает набирать энергию для выполнения поражающего воздействия. Может совпадать с моментом начала поражающего воздействия, как, например, для режущего удара.

    2) «точка контактной фиксации» (для удара по противнику) или «точка сброса энергии» (для удара по воздуху) — положение меча в пространстве, в котором происходит контакт с поражаемой поверхностью, либо сброс энергии удара (при ударе с проносом по воздуху). Структурное положение тела в этих точках одинаково.

    3) «точка завершения удара» — положение меча в пространстве, в котором при одиночном ударе с проносом меч полностью исчерпывает свою энергию и останавливается.

    Вот, это из нашего учебника формальные определения. Я ими оперирую, объясняя ребятам, как движется меч в ударе. А теперь вопрос — так какая из этих точек соответствует «конечной точке атаки»? Вторая? Третья?

    И таких терминологических проблем там довольно много. Нет точных (пусть и непривычных мне, но ТОЧНЫХ) формулировок.

    Так что, к проблеме формальности судейства добавляется ещё и проблема вольной интерпретации критериев.

    А вот давай перевернём ситуацию. Нужно судить лёгкое фехтование, а судей по нему нет. Никто из них шпаг в руках не держал, только мечи. Что скажут представители легкой техники, если их будут судить тяжи? Правильно, они сначала этих тяжей поставят в стойки и объяснят им базу, покажут, что они делают. Семинар Велигора, к великому моему сожалению, эту проблему не решает.

Добавить комментарий