Вот то, о чем я хочу сделать доклад на конференции на нынешней "Романтике". Посмотрите, возможно, уже сейчас появятся вопросы. Только помните, это не голословные утверждения, а тезисы. Раскрывать и объяснять это я буду на выступлении.
Тезисы доклада к конференции в Коломне 12 февраля 2011 года.
Студия артистического фехтования "Грифон", г. Красноярск
Дрянных Сергей
1. Опыт красноярской школы в разработке методической базы фехтования.
Дисциплина арт-фехтования у нас в стране находится на стадии активного развития. Множество коллективов, занимающихся тяжелым фехтованием уже включилось в нашу работу, многие пока оценивают перспективы такого включения. Уже сейчас чувствуется необходимость некоторого обобщения практического опыта выступлений, подведения некоторого общего знаменателя под используемый технический арсенал. Здесь я представляю наш, красноярский опыт по систематизации и методической проработке нашей школы фехтования. Надеюсь, наш пример окажется полезен другим коллективам и руководству федерации.
Первое, самое главное, и самое основополагающее понятие тяжелого фехтования — понятие удара.
2. Работа, совершаемая оружием. Основные способы воздействия клинком на противника.
В отличие от легкоклинкового фехтования, где усилие, которое необходимо приложить для эффективного укола или удара относительно невелико и существенным образом не влияет на структуру тела бойца и не предъявляет к его физической подготовке значительных требований, в тяжелом фехтовании меч сам не рубит. Всегда и в любом случае, в боевой ситуации, необходимо приложить существенные усилия, причем, специальным образом, чтобы удар оказался эффективным, т.е. нанес противнику некие повреждения.
Эти усилия существенным образом влияют на структуру тела во время выполнения удара. Для того, чтобы понять, как именно влияют и необходимо разобраться с самим понятием удара.
Так вот, для своей школы мы сформулировали следующее определение — "Удар, это действие оружием, совершающее работу по разрушению цели". Работу в физическом смысле.
Исходя из этого определения очень легко понять, какая атака была бы эффективной, какая нет, не вдаваясь в тонкости техники — как стоят ноги, как расположены кисти рук и прочее.
С методической точки зрения, на примере полутораручного меча получаем разделение техники на четыре глобальных класса, каждый из которых основан на ярко выраженной особенности выполнения удара (т.е. способе совершения работы мечом с механической точки зрения), и группирует приемы против этого способа. Это рубящая, режущая, колющая и секущая техники.
Все остальные способы выполнения ударов являются комбинациями этих базовых.
Арт-фехтование, как спортивная дисциплина, накладывает свои специфические требования к технике. Эти требования — безопасность и достоверность.
3. Безопасность исполнения техники на сцене. Точность, контроль, понятность.
В бою о своей безопасности каждый боец думает сам. Это основа прикладного фехтования, в этом его задача — выполнить успешную атаку, оставшись непораженным. В арт-фехе за ВСЕ последствия своей атаки и безопасность партнера отвечает атакующий. В нашей школе это краеугольный тезис о безопасности.
Мы у себя формализовали три составляющих, на которых основана безопасность. Это точность, контроль и понятность. Рассмотрим их по порядку.
Точность. С точки зрения безопасности точность обозначает, что одна и та же атака ВСЕГДА имеет одну и ту же цель. Имеется ввиду не цель на теле противника, а цель с точки зрения совершения работы оружием, хотя это очень тесно взаимосвязано.
Это требование безопасности очень тесно перекликается с принципом достоверности. Когда я буду о нем говорить, я еще коснусь этого момента.
Контроль. Под контролем понимается способность спортсмена погасить негативные, поражающие факторы приема без искажения визуальной достоверности исполнения. Т.е. так, что со стороны он будет восприниматься как выполненный в боевой форме, по настоящему. Конечно, это будет влиять на форму приемов, отдаляя их от чисто боевых.
С точки зрения контроля каждое разучиваемое действие имеет такую СПЕЦИАЛЬНУЮ форму или такую ОСОБЕННОСТЬ исполнения, которая позволит его проконтролировать в случае возникновения опасной ситуации.
Это требование, естественно, сокращает множество возможных вариаций одного и того же атакующего действия, а значит, не все имеющие боевую эффективность приемы будут исполняться в постановке.
Понятность. Формально, понятность, это исполнение действия таким образом, что его цель читается ясно, не допуская непонимания.
С точки зрения понятности, как критерия безопасности, очень важно, чтобы одно и то же действие ВСЕГДА выполнялось одинаково по форме. Это задача длительных тренировок, а навык этот очень хорошо может быть продемонстрирован в "Упражнениях "Соло" и "Группа".
4. Достоверность демонстрации техники. Достоверность формы приема (атаки, защиты), достоверность последствий приема (для атаковавшего и защищавшегося).
Достоверность формы. В бою достоверность действия определяет его результат. Было поражение — значит действие достоверно. В основе же артистического фехтования лежит визуальная оценка. Действие достоверно, если зритель ВЕРИТ, что оно принесло бы соответствующий результат. Соответственно, для увеличения выразительности действия, его форма должна максимально подчеркивать его основную цель. Если это рубящий удар, то позой мы подчеркиваем направление приложения усилия, если это стойка, то мы подчеркиваем направление внимания персонажа и прочее.
Формально, принцип достоверности формы звучит так: визуальное восприятие самого действия должно соответствовать демонстрируемому результату этого действия. Т.е., если мы хотим показать какой-то вполне конкретный результат, мы должны найти и показывать именно то действие, которое бы вызывало этот результат при боевом исполнении. С учетом требований безопасности, конечно.
Как следствие, не должно быть ПРОСТО удара в ногу, или, тем более, ПРОСТО в нижний уровень! Если я в постановке показываю атаки, то я показываю именно свое намерение нанести противнику вполне конкретное повреждение. Если надо показать, что я хочу отрубить голову, то у всех зрителей должно сложиться ощущение, что именно таким ударом (такой формы, такой скорости) головы и отрубают. В этом заключается достоверность формы. В этом отличие арт-фехтования от фехтования боевого.
Достоверность последствий приема. Принцип достоверности последствий звучит так: демонстрируемые последствия атаки должны соответствовать ее визуальному восприятию и исполняться атакующим и атакованным согласованно. Т.е. во-первых, атакованному необходимо показывать именно тот результат атаки, который получился бы в реальном бою, во-вторых, атака для атакующего не заканчивается в момент соударения клинков (или контакта клинка и тела), а продолжается вплоть до исчерпания энергии атаки и это надо показывать, и в-третьих, между атакой и отыгрышем ее последствий не должно быть паузы. Эти действия должны гармонично переходить одно в другое.
Т.е., если в реальной ситуации взятая защита не спасла бы от исполняемой атаки, то и в отыгрыше она не должна спасать. Визуально, последствия защиты должны восприниматься адекватно визуальной же оценке опасности атаки. Нельзя на мощный рубящий удар с вложением показывать легкую отмашку одной рукой. И наоборот. Неоправданно выглядела бы структурно мощная защита от легкой кистевой отмашки.
Как видно, оба принципа, и достоверность формы и достоверность последствий взаимозависимы и дополняют друг друга. На самом то деле, достоверность, она, конечно, одна, ибо не может быть достоверной форма, но недостоверных ее последствий. Разделение мы сделали для того, чтобы лучше понимать ошибки постановки, так как именно несоответствие одно другому и оказывается грубейшим нарушением, достойным штрафа.
Исходя из вышесказанного, навык управления инерцией оружия в арт-фехе намного более сложен, чем это необходимо для реального боя.
5. Право атаки — как основной тактический принцип для построения поединков. Суть принципа.
Очень сложно сказать что-то новое про тактику к тому, что уже давно проработали наши коллеги по позднесредневековому и спортивному фехтованию. Абсолютно все их тактические наработки необходимо знать, понимать и использовать. Однако, я полагаю, что существует один краеугольный тактический принцип, характерный именно для тяжелого фехтования, и, в силу особенностей этого фехтования, являющийся ключевым для понимания всего остального. Это понятие права атаки. Оно несколько иное, чем право атаки в фехтовании на рапирах, и в общем виде, звучит так: "право атаки — это возможность атаковать в ситуации, когда вероятность поражения противника значительно выше, чем угроза его контратаки".
В отличие от реального поединка, в артистическом фехтовании степень угрозы от каждой конкретной атаки задана заранее и определяется исходя из тех приоритетов, которые предоставило бы бойцу исполнение этого действия в боевой форме. По сути, это некая договоренность по результатам практических экспериментов, исходя из которой строится (и тренируется) и сама форма атаки, ее визуальное восприятие. То же относится и к защите от такой атаки.
Исходя из этого, для всех базовых техник атаки заранее определяются условия, в которых оправдано выполнение тех или иных контрприемов. Определяется, на каких действиях боец сохраняет право атаки и почему, на каких теряет и почему, на каких перехватывает и за счет чего.
Вот те характеристики, которые определяют тактическую составляющую приема:
- скорость;
- дистанция;
- сила (поражающая способность);
- точность;
- темп;
- равновесие (устойчивость позиции).
Нас они интересуют именно с точки зрения удержания и перехвата права атаки.
Скорость. Под ней понимается быстрота исполнения фехтовального действия от начала до завершения по времени.
Дистанция. Атаки в каждой базовой технике имеют свою эффективную дистанцию исполнения (для боевого варианта), чуть ближе или дальше и атака теряет эффективность, а демонстрация — убедительность, связки прием-контрприем — адекватность.
Сила. Меч сам не рубит, не режет, не сечет и не колет. Во всех случаях к нему необходимо приложить адекватное по величине и направлению усилие, чтобы он совершил соответствующую работу. Для того, чтобы это усилие можно было приложить, необходимо соблюдать технику атаки, и для каждой базовой техники величина эффективного усилия для реального поражения разная. Она относительно невелика для колющего удара. Соответственно, его проще и быстрее выполнить, и в его выполнении участвует меньше частей тела, и меньше требований к структуре и форме (имеются ввиду только требования, необходимые для развития соответствующего усилия, тактические требования пока не обсуждаем). А, например, чтобы выполнить рубящий удар, необходимо задействовать все тело, причем требования по структуре, направлению, точности и прочему очень велики, иначе удар будет менее эффективен, либо просто травмоопасен для атакующего. Все это влияет на тактику. За одно и то же время сможем развить усилие, достаточное для эффективного укола, и не сможем для эффективного рубящего удара. Если же в противника летит грамотный рубящий удар, для эффективной защиты он просто обязан показать адекватную нейтрализацию большой силы этого удара. Все это необходимо учитывать при построении схемы боя.
Точность. Как я уже говорил, каждая атака имеет конкретную цель. Соответственно, каждая защита тоже имеет конкретную цель. Перехват инициативы может строиться именно на том, что цели, куда метил атакующий, там не оказалось, и он вынужден завершать атаку впустую, давая время противнику на подготовку своей атаки.
Темп. Это ритмическая характеристика последовательности фехтовальных движений. Если какие-то действия фехтовальщик выполняет на одинаковой скорости, то выполнение их в последовательности будет создавать ритм. Любое более быстрое или более медленное действие, или действие с иным количеством движения, будет этот ритм нарушать. Так вот, временное расстояние между двумя соседними ключевыми движениями этой ритмической последовательности и будет темпом.
На тесной связи ритма и скорости основано одно правило, нарушение которого сразу же создает недостоверность картины боя. Если для успешного отражения атаки одному спортсмену приходится значительно ускорятся относительно другого, или начинать свое движение значительно раньше (чтение мыслей), или атакующему приходится приостанавливаться и ждать завершения действия защищающегося, все это нарушает достоверность боя, а следовательно, является ошибкой.
Навык ритмичности для тяжелого оружия хорошо демонстрируется в "Упражнении "Соло" и "Группа".
Равновесие. Это характеристика устойчивости бойца, его способность после выполнения одного приема сразу же выполнить другой прием. Для тяжелого оружия, равновесие также влияет на способность управления инерцией оружия и на возможность его контроля. Если атака выводит спортсмена из равновесия, и это не намеренная ситуация, обусловленная драматически или технически, то это говорит о слабой спортивной подготовке, и недопустимости работы такого спортсмена в группе, так как он не в состоянии обеспечить безопасность своих партнеров. Умение управлять своим равновесием, умение сохранять его, контролируемо терять и восстанавливать говорит о степени мастерства спортсмена, уровне его фехтовальной подготовки, и тоже замечательно демонстрируется в "Упражнениях "Соло" и "Группа".
Выстраивание этих приоритетов — задача постановщика боя, и зависят они от характеров персонажей, их оружия, роли и многого другого. Но у них есть нижние границы для каждой базовой техники, нарушение которых приводит к недостоверным фехтовальным фразам и композиционным ошибкам.
Например, колющий удар, выполненный с максимальной скоростью, быстрее рубящего удара с максимальной скоростью тем же оружием (приоритет по скорости). Следовательно, чтобы в бою показать приоритет рубящего удара над колющим именно по скорости (т.е. что один боец быстрее бы ударил, чем его противник уколол) надо придумывать дополнительные сюжетные ходы, к фехтовальной технике не относящиеся.
Другой пример. Рубящий удар, направленный в голову, опаснее рубящего удара, направленного в бедро (приоритет по точности). Поэтому при построении фехтовальной фразы постановщик не может сделать вид, что ударом в ногу персонаж заставил перейти своего противника с атаки на защиту.
Последний пример. Уклонение с одновременным замахом выигрывает полтемпа у промазавшего рубящего удара, а невыполненный замах на уклонении эти полтемпа теряет (приоритет по темпу). В первом случае персонаж спортсмена перехватывает инициативу, а во втором проигрывает ее. Следовательно, если во втором случае атакующий остановится и станет ждать, когда его противник контратакует, это будет смотреться недостоверно и натянуто.
6. Итог. Комплексное влияние на технику фехтования вышеизложенных принципов.
Все рассмотренные мною выше принципы являются той базой, которая позволяет оперировать фехтовальным контекстом вне зависимости от особенностей исполнения конкретных движений каким-либо спортсменом. Это надтехнические максимы, позволяющие проводить грубый отсев фехтовальных действий, определяя, что правильно, что нет, что логично, а что не очень.
При этом, предложенные принципы крайне либеральны. Они позволяют включить в общее оценочное поле практически все фехтовальные школы, безотносительно каких-либо стилистических или композиционных особенностей.
Кроме того, они просты и доступны для понимания неподготовленного зрителя. Можно очень наглядно и просто объяснить ему, в чем особенности артистического фехтования с точки зрения постановки поединка и в чем его отличие от "настоящего боя".