Португалия, послесловие.

Чувствую, необходимо поставить точку в моих отчётах с Чемпионата Мира, и провести некий перспективный анализ увиденного. К сожалению, почти все выступления прошли мимо меня, так что сравнительный анализ откладывается до появления видеозаписей. Остальное же ниже…

После поездки осталась масса впечатлений. В принципе, их можно разделить на совсем личные и относящиеся к основной моей деятельности — артистическому фехтованию.

Про личные позже, а пока…

Наше выступление на соревнованиях и гала-концерте.

Итак, что и как мы сделали, и за что получили первое место. Все выводы основаны на просмотре видео и личных ощущениях от выхода на сцену. Сначала о положительных моментах.

Во-первых, выступили мы что на соревнованиях, что на гала намного лучше всех предыдущих наших выходов с этим номером. Сказались не только значительное количество выступлений на публике, но и усиленный тренаж перед поездкой. И если на самих соревнованиях выход был несколько нервозным и местами суетливым, то в гала-концерте мы сделали всё очень неплохо.

Во-вторых, мы таки играли роли. Пусть немного и не очень достоверно, но много лучше, чем даже на прогонах перед поездкой. С актёркой постепенно ситуация сдвигается с мёртвой точки.

В-третьих, мы сделали новые костюмы (спасибо Новосибирску), в которых номер однозначно выигрывает по сравнению с предыдущим вариантом.

В-четвёртых, спасибо Виталию Лысенко за оригинальный саундтрек — это первое наше выступление, под которое музыка была написана специально, а не намикширована с разных мест.

Но учимся мы не на положительных моментах (хотя и нужно их отмечать и закреплять), а на ошибках, на том, что не получилось, что могли сделать лучше, но почему-то не сделали.

И здесь есть за что себя поругать и попинать сапогом.

Во-первых, и в главных — техника. Техника, это то, что мы тренируем шесть дней в неделю по два-три часа в день. Это то, что мы тренируем уже много лет. Это то, что мы должны делать идеально даже спросонья и в состоянии полной потери сознания.

И именно здесь мне мало чем есть себя утешить. Особенно это касается части с копьями. По какой-то причине, оба выхода на сцену эту часть мы делали непозволительно медленно. Так не дерутся! Все наши потуги показать, что мы действительно хотим друг друга поразить пропали втуне из-за низкой скорости!

Да, копья тяжёлые, особенно моё. Да, надо специально дорабатывать физуху, чтобы легко управлять ими одной рукой. Да, в процессе репетиций вылезли технические тонкости исполнения многих приёмов в технике «копьё-щит», которые пришлось отдельно затренировывать, но это нас ни разу не извиняет! На репетициях мы гоняли быстрее, и этому есть видеодоказательства! Что мешало сделать быстро на сцене? У меня есть ответ, но нет пока полного понимания причин.

Например, я заметил, что самое хорошее исполнение у меня получается после двух-трех полноценных прогонов на скорости и с отыгрышем (и небольшого отдыха после). У Антона иначе. Наверное, я разогреваюсь нужным образом этими прогонами… Обычные разминки, даже очень качественные тут, почему-то, не помогают. Пробовал.

Ну и немаловажный момент то, что мы сильно осторожничаем с оружием. Сломав на тренировке копьё и изрядно покоцав щиты, стало очень боязно угробить снарягу до соревнований. Тем более, что краска на щитах сохнет сутки. В результате, аккуратное фехтование оказалось затренировано, и в ситуации, когда можно было отпустить себя и работать с полной отдачей — этого-то как раз и не получилось. Я уже писал, что просто необходимо делать дубликаты выступлательного снаряжения, и гонять номера на тренировках хотя бы по разу в полную отдачу на полной скорости, не думая о снаряжении. Иначе получается то, что получается.

Ещё одно наблюдение — силуэтная фиксация, это хорошо. Но не в артистическом фехтовании. В стрессовой ситуации на сцене расстояние фиксации внезапно скачком вырастает до полуметра, а точность ударов падает. Навык оказывается хоть и работающим на безопасность, но зато против зрелищности. В чём решение? Оно есть, и подсказали мне его ребята из клуба «Мерлет». Это работа в лёгкий контакт. Да, технически, отработать такую степень контроля много сложнее, чем бесконтактную фиксацию. Да, учиться дозировать усилие различным оружием долго и достаточно опасно. Но результат того стоит! Это и возросшая точность и, как ни странно, возросшая безопасность! Хотя, конечно, по опыту Коломны, на мировом первенстве подобное могут посчитать опасной работой просто потому, что судьям страшно! Но, повторюсь, результат того стоит, а безопасность на тренировках обеспечивается специальным снаряжением.

В добавление к этому, в базовой технике, как составляющий элемент каждого приёма, обязательно должен присутствовать элемент отыгрыша. На очень простом уровне, но обязательно. А именно, форма приёма должна включать не только технически необходимые движения для успешного исполнения, но и соответствующий эмоциональный настрой (и форму его демонстрации). Т.е. когда мы разучиваем горизонтальный удар в шею, мы учим не абстрактное движение на верхнем уровне, а заставляем себя отыгрывать именно отрубание головы (я уже давно об этом говорил, просто сейчас, наконец, все эти вещи сложились в систему, и стало понятно, как этому учить). И так далее, и в том же духе. Как в бальных танцах, где каждое па несёт обязательную эмоциональную нагрузку и некую двигательную форму её выражения.

Затренировав подобное в базе, гораздо проще будет работать дальше. Не надо будет сосредотачиваться на репетициях на подобных вещах, а всецело работать над образом. А то получается, что пока репетиция — отыгрыш есть, как только стресс и выход на сцену, остаётся та база, которая затренирована годами, а про отыгрыш как-то забывается. Желания поразить — не видно!

Ну и обязательная работа в фехтовальной импровизации на тренировках для первого состава. Все обязаны чувствовать дистанцию работы и манеру фехтования каждого партнёра. Достоверность движений от этого только возрастает, так как пропадает зажатость, улучшается чувство партнёра.

Ещё про технику уже лично моё. В своё время я натренировал себя на необходимо достаточный уровень исполнения приёмов. Если совершённого движения достаточно для вложения нужного объёма работы — то дальше напрягаться смысла нет. Это оправдано в прикладном фехтовании, но совершенно неверно в артистическом. Здесь объёмы движения и вложения изначально выше, чем необходимое приложение усилия. И именно потому, что мы создаём визуальный образ, а это означает, фактически, работу по максимуму.

Поэтому, если в исходном варианте в целом было не сильно важно, согнута у меня задняя нога на ударах, или выпрямлена, глубока или не очень позиция, есть ли сутулость, то для артфеха это становится критичным. И опять же — это база. На данный момент, как только я перестаю следить за собой, я сразу же уменьшаю глубину стойки и ухудшаю чистоту позировок. Именно потому, что чувствую, какой объем усилий мне нужно вложить для совершения (пусть и воображаемой, но вполне конкретной в данной ситуации) работы. И начинаю халявить. Тут есть ещё многое, чему надо уделить внимание на занятиях.

За технику ещё многое что можно было бы сказать, но остальные вопросы сильно специфичны для нашей манеры фехтования, их мы будем разбирать уже на собрании первого состава.

А вот то, что с техникой граничит непосредственно, и о чём хотелось бы сказать особо — это различные трюки и каскадёрская работа.

Выступление выигрывает однозначно, если оно включает в себя не только фехтование, но и различную сложную работу с обстановкой, пространством и партнёром. Это и всевозможные падения, и усложнение фехтовального рисунка сложными (порой, акробатическими) перемещениями, и демонстрация нетривиальных физических кондиций (растяжка, силовые равновесия и удержания, работа с большими весами и высоким темпом, прыгучесть и т.п.), и задействование обстановки (падения на столы и стулья, использование предметов как «внезапно» подвернувшихся под руку орудий защиты и нападения и прочее). НО! Всё это должно органично и логично вписываться в рисунок поединка.

Не мы одни прыгали на Чемпионате Мира акробатику. Йоргенсен, например, был бесподобен во всевозможных падениях и бросках партнёров. Мы так пока не сможем. Однако, все номера с трюковой работой, что я видел, сильно страдали из-за того, что эта работа была включена в них в ущерб фехтованию, и, что более печально, логике развития фехтовальных связок. Короче, просто так, чтобы показать, что команда умеет прыгать, умеет падать и т.п.

И эффект получался (на моё восприятие) сугубо обратный. Вместо «вау, круто!», получалось «блин, опять!». Это та ошибка, на которой надо тщательно учиться. Я будто посмотрел на нас со стороны. И это при том, что все трюки в своих постановках стараюсь делать максимально оправданными с точки зрения логики ведения боя (в «Иллиаде» есть один приём, где акробатика выглядит неуместно — перекат Ахилла через Гектора. Там необходимо было сменить сторону, чтобы дорожка не уходила в кулисы, и в оригинале Гектор должен бить ребром щита в живот Ахиллу, а последний, уклоняясь, перепрыгивать его арабским сальто. Но в итоге, и у меня не получилось нормально отыграть удар, и Ахилл не мог сделать арабское с продвижением вперёд, т.е. через меня, так что элемент заменили на перекат. Стрикассат же над мечом из всех вариантов был выбран осознанно именно для подчёркивания мастерства Ахилла. Ну и вау-эффекта. Всё же, с реально тяжёлым оружием и в настоящей, а не бутафорской снаряге делается).

Короче, пусть лучше элемент будет один на весь бой, но логичный, и восприятие зрителя не будет об него спотыкаться. Поэтому, в этом направлении мы будем усиленно работать дальше, искать оправданные сочетания элементов и их место в тактике.

Вообще, ситуация с Чемпионатом Мира получилась до боли похожая на наш первый выезд в Коломну. Там мы тоже думали (по анализу видео), что привезём много интересного и необычного, такого, что люди ещё не видели, а оказалось, что «еле успели запрыгнуть на поезд», и не мы одни ищем в подобных направлениях. Так и тут. По анализу видеозаписей получалось, что «Иллиада» содержит изрядно неординарных вещей, а оказалось, не мы одни пытаемся разнообразить фехтование различными способами.

Но, что радует, у нас есть (и, надеюсь, виден не только мне) свой собственный стиль, развивая который мы вполне сможем оказаться весьма самобытным и интересным коллективом, на который приятно смотреть, и от которого всегда будут ждать «а что же, интересно, Грифон покажет на этот раз?».

И напоследок скажу про то, про что и говорить-то нечего, за, практически, полным его у нас отсутствием — про актёрское мастерство.

Здесь у меня пока мнение таково — актёрское мастерство в артистическом фехтовании должно проявляться не только в паузах между техническими связками. Оно должно быть частью базовой техники фехтования неким специфическим образом. Но, как и в случае с акробатикой, невозможно понять, как именно связывается актёрское мастерство и техника, не изучив его вообще, в том виде, в каком его учат в театральных вузах.

Просто я считаю, что ситуация, когда приходит хороший актёр на соревнования по арт-феху и получает первое место потому, что он супер классно отыграл этюд при посредственном фехтовании — просто неверна. Наш вид спорта имеет ярко выраженную специфику, и именно овладение этой спецификой должно отличать новичка (пусть и суперактёра, или суперфехтовальщика) от спортсмена-профессионала. Нельзя допускать перекоса в оценке важности ни артистизма, ни фехтовальной техники! Поиск этого баланса — путь «Грифона» на данный момент.

Ну, за выступления — всё. Следующий рассказ — личное.

7 мыслей о “Португалия, послесловие.”

  1. Любишь ты открывать давно открытое :-)
    А то, что в российских правилах фехтование оценивается в 18 баллов, а артистизм — в 12 — разве не говорит о том, что арт-фехтование изначально нацелено именно на приоритет фехтовального мастерства над актерским? Что во всех дискуссиях это уже по сто раз с примерами обсуждено и принято? При этом понятно, что фехтовальное мастерство и актерская работа должны работать в симбиозе, быть неотделимы друг от друга в поединке. Но в России мы никогда не пойдем на изменение шкалы оценок, как это сделано на мире — 10 на фехтование, 10 на артистизм и еще 10 — непонятно на что, которые поэтому сразу сваливаются в оценку артистизма. Мы даже на выравнивание 15+15 не пойдем, потому что в этом случае актер-нефехтовальщик получает ощутимое преимущество при оценивании.

    Насчет того, что арт-фехтовальщику необходимо актерское мастерство в объемах сценического вуза — не согласен. Все же у нас немного своя специфика работы на сцене, нам важнее выразительность образа. Знание основ актерского мастерства — необходимо, умение владеть лицом и телом — несомненно, нужно; знание основных приемов придания актерской игре убедительности — обязательно… Но, в принципе, для большинства спортсменов этого достаточно, чтобы убедительно сыграть в фехтовальном выступлении. Разве те же фигуристы заканчивали актерские вузы? Вовсе нет…

    Насчет вашего боя — согласен с твоим мнением. Не хватает «чувства боя», нет ощущения, что почти каждый удар и укол вы наносите с целью поразить противника. Вот когда это у вас будет видно — тогда будет вообще отлично. Причем сейчас вы в этом отношении работаете гораздо лучше, чем тогда, когда только появились на ЧР. Растете, и это хорошо. :-)

  2. Про изучение актёрского мастерства — это я писал про себя. Конечно, спортсмену не надо учить актёрку в полном объёме. Это нужно мне, чтобы понять место и объём актёрки в подготовке спортсмена.

    Тут как с акробатикой — пока ищешь варианты, необходим избыток информации. Готовое же можно выдавать дозировано, ровно то, что нужно, и ничего сверх этого.

    Про открытие — видишь, тут интересная вещь, на самом деле. Я, например, семь лет учил людей выполнять рубящий удар с проносом. Очень подробно объяснял, зачем и как он исполняется. И они даже учились! И только спустя семь лет я ПОЧУВСТВОВАЛ — почему и зачем нужно наносить удар с проносом. Почувствовал телом то, что объяснял людям семь лет, и что понимал умом! Так и тут. Я всё, что изложил здесь и до этого понимал. И своим ребятам выдавал. Более того, я умом это понимал ещё до того, как мы первый раз в Коломну приехали. Но вот ПОЧУВСТВОВАЛ это — только сейчас. Забавно, конечно ;)

  3. Да, знакомое ощущение — ощущение умственного знания телом :-)

    Кстати, насчет размятости организма перед выступлением. Вариантов не очень много, каждому нужно свое, но мне вот Алек Давыдович в свое время сказал (посмотрев на мои бои на каком-то турнире) — тебе надо размяться до пота перед боями, а потом чуть-чуть отдохнуть. Судя по всему, тебе тоже где-то такая разминка нужна :-)

    И про контроль над своей склонностью к упрощению и ухудшению техники — это у всех такая склонность :-) чуть перестаешь контролировать технику на тренировках — все, уплыла, надо напрягаться и восстанавливать :-) изнутри не видно, как она плывет — надо видео снимать и смотреть себя.

  4. Ага, я по видео это как раз и увидел (не сейчас, давно уже, и борюсь с этим давно). Так-то по ощущениям, вроде, всё нормально, а глянешь запись — опа, беда!

    Про поиск, кстати, я имел ввиду не то, какой баланс прописан в правилах, и как это оценивают, а лично нас, как коллектив. Т.е. поиск такого сочетания техники и игры, которое сделает нас интересными для зрителя. Ну и поиск методики преподавания всего этого.

    Вот, как пример, Джеки Чан. Сотни гонконгских каскадёров умеют падать и драться. Но он один нашёл свою специфичную манеру подачи этого, и стал популярным. Вот примерно это я имел ввиду.

  5. «Знание основ актерского мастерства — необходимо, умение владеть лицом и телом — несомненно, нужно; знание основных приемов придания актерской игре убедительности — обязательно…»
    Где бы это еще взять… ;(((((

    Сергей, ОГРОМНОЕ спасибо за отчет. С нетерпением ждала и читала отчеты непосредственно с места действия. А этот вообще местами наизусть заучивать надо! ;)

  6. Сергей, очень интересно и познавательно написал.
    От себя скажу, что номер на ЧМ-2012 выглядит значительно лучше по многим параметрам, чем на том видео, которое вы показывали в июле в Новосибирске. Так что, думаю, 1-е место — заслуженно. Ещё раз искренне поздравляю с победой!
    На мой взгляд, самое главное, чего до сих пор ещё недостает вашему номеру с технической стороны — это акцентирования ударов (ещё и выполняемых при этом с максимальной амплитудой). Удар должен быть виден, понятен зрителю, но страшен и ужасен с одной стороны и, конечно, безопасен с другой!:))

Добавить комментарий