Доклад на конференции фестиваля «Романтика Средневековья 2011». Часть первая.

Итак, ниже дан литературный текст доклада, который я сделал на конференции "Романтика Средневековья — 2011". Осторожно, ОЧЕНЬ МНОГА БУКАФ!

Методический подход к технике фехтования тяжелым клинковым оружием. Красноярский опыт.

Доклад на конференции 12 февраля 2011 года в Коломне на фестивале "Романтика Средневековья".

Студия артистического фехтования "Грифон", г. Красноярск

Дрянных Сергей

Оглавление

1. Вступление. Основные принципы, положенные в основу красноярской школы фехтования тяжелым клинковым оружием (технический аспект). Техника полутораручного меча, как основа для доклада.

2. Что такое удар. Понятие удара. Работа, совершаемая оружием. Основные способы воздействия клинком на противника.

3. Безопасность. Безопасность исполнения техники на сцене. Основные критерии безопасности, положенные в основу подготовки и технической формы приемов. Точность, контроль, понятность.


1. Вступление. Основные принципы, положенные в основу красноярской школы фехтования тяжелым клинковым оружием (технический аспект). Техника полутораручного меча, как основа для доклада.

В этом докладе я хочу представить те методические наработки по античному фехтованию, которые мы в студии используем при постановке выступлений и в подготовке учеников.

Не смотря на то, что я, в основном, буду рассматривать общие вопросы, характерные для всего тяжелого фехтования, фактический материал будет разбираться на примере работы полутораручным мечом.

В этом докладе я хотел бы коснуться нескольких основополагающих моментов, положенных в основу всей используемой нами техники тяжелого фехтования. Когда мы в студии ведем экспериментальную работу, то все находки в первую очередь проверяются на соответствие этим принципам, и рабочая форма нового движения определяется в первую очередь на их основе.

В докладе, так же, я часто буду делать отсылки к реальной боевой ситуации, иллюстрируя тот или иной свой тезис. Под реальной боевой ситуацией я всегда буду понимать тот формат действий, который раскрывается в моем первом тезисе, и считаю, что анализ подобных ситуаций всегда должен лежать в основе любого разбора композиции из арт-фехтования, так как, без понимания того, что лежит в основе, как это должно быть на самом деле, нельзя говорить о достоверном показе.

Первое, самое главное, и самое основополагающее понятие тяжелого фехтования — понятие удара.

2. Что такое удар. Понятие удара. Работа, совершаемая оружием. Основные способы воздействия клинком на противника.

Что такое удар? Без ответа на этот вопрос сложно представить себе развитие дисциплины, постулирующей достоверность показа этих самых ударов, так как нельзя будет выработать критерии истинности и оправданности действий, сказать, правильно оно было исполнено или нет.

Сейчас еще очень распространены интуитивные самозацикленные определения, которые я обобщил общим названием "рекурсивные". Яркий и характерный пример — "удар, он и в Африке удар". Оставляя это определение на уровне интуитивном мы невольно вносим непонимание в общение, когда каждый вроде бы говорит теми же словами, но совершенно о разном.

Почему действие, понятное всем в категории "после 16 века", нуждается в каких-то дополнительных определениях в случае тяжелого фехтования? Дело в том, что в отличие от легкоклинкового фехтования, где усилие, которое необходимо приложить для эффективного укола или удара относительно невелико и существенным образом не влияет на структуру тела бойца и не предъявляет к его физической подготовке значительных требований, в тяжелом фехтовании, и это я бы хотел это особо подчеркнуть, меч сам не рубит. Даже если он заточен как бритва. Всегда и в любом случае, в боевой ситуации, необходимо приложить существенные усилия, причем, специальным образом, чтобы удар оказался эффективным, т.е. нанес противнику некие повреждения.

Причем здесь я говорю только и исключительно о механической эффективности не касаясь тактики. Чтобы было понятнее, упростим ситуацию до предела — попробуем эффективно поразить неподвижного противника, который не защищается. Те усилия, которые придется затратить и будут характеризовать механическую эффективность.

Любое дополнительные условия (сопротивление противника, место, погода, особенности оружия) ситуацию только усложняют. Т.е. в любом случае, тот минимальный набор усилий, который необходим в простейшей ситуации, должен быть затрачен всегда.

Так вот, отвечая на вопрос, что же такое удар, мы у себя в студии сформулировали следующее определение — "Удар, это действие оружием, совершающее работу по разрушению цели". Работу в физическом смысле.

Исходя из этого определения очень легко понять, какая атака была бы эффективной, какая нет. В нашей школе это основной и общий критерий оценки правильности действия.

В самом деле, глядя на любой прием, применим к нему критерий "совершило ли бы оружие работу по разрушению цели, завершись он успешно?", "а в каком объеме (т.е. насколько большую)?".

Фактически, это краеугольный принцип всей нашей техники. Благодаря ему, не вдаваясь в тонкости того, как человек стоит, как бьет и прочее, можно сразу отсеять эффективные техники от неэффективных.

Что это значило с методической точки зрения. Возьмем пример полутораручного меча. Означенную работу его клинком можно совершать по разному. Мы, в конечном итоге, пришли к разделению техники на несколько глобальных классов, каждый из которых основан на ярко выраженной особенности выполнения удара клинком меча (т.е. способе совершения работы с механической точки зрения), и группирует приемы против этого способа. Это так называемые чистые или базовые (как более простые в изучении) техники атаки. Их всего четыре. Это рубящая, режущая, колющая и секущая техники.

В основе рубящей техники лежат поражающие действия, основное усилие в которых направлено перпендикулярно оси клинка вглубь поражаемой поверхности. Удары выполняются центром клинка.

В основе режущей техники лежат поражающие действия, основное усилие в которых направлено вдоль оси клинка. Поражение выполняется протягиванием лезвия по поражаемой поверхности с нажимом.

В основе колющей техники лежат поражающие действия кончиком клинка, основное усилие которых направлено вдоль оси клинка вперед.

В основе колющей техники лежат поражающие действия, выполненные кончиком (или последней третью) клинка, основное усилие которых направлено перпендикулярно оси клинка. Отличие секущих действий от рубящих в характере приложения усилия. В рубящих ударах существенную роль играет рычаг хвата, а в секущих ударах его влияние незначительно, гораздо большую роль играет скорость ударной части оружия. Кроме того, секущие удары значительно менее амплитудные по отношению к рубящим.

Все остальные способы выполнения ударов являются комбинациями этих базовых.

Сделав такое разбиение стали лучше понятны и классы приемов, охватывающие две или более техник атаки, так называемые комплексные техники. Например, контратака уколом после защиты от рубящего удара и прочее.

Работа мечом очень многообразна. Для тяжелого фехтования, в принципе, в бою в разных ситуациях могут быть оправданы абсолютно разные движения. И нельзя сказать вообще, что какое-то из них неверно в принципе, всегда. Но необходимо для каждого движения, каждой атаки понять, какие реальные последствия она бы причинила, исполненная именно в этой форме. Умозрительно это сделать нельзя. Это содержание длительной практической работы, с обязательной систематизацией закономерностей, нахождением связей между положением оружия и тела, направлением усилий и их величиной и прочего. Т.е., грубо говоря, для каждой атаки в базовой технике необходимо перебить множество мишеней, чтобы понять, когда такой удар получается наиболее эффективным (и получается ли вообще).

Но, если понятие удара лежит в самой основе техники тяжелого фехтования, определяя как вообще в принципе следует двигаться с оружием в бою, то арт-фех, как спортивная дисциплина, накладывает на нее определенные особенности, следуемые из предъявляемых именно арт-фехом специфических требований к технике. Эти требования — безопасность и достоверность. Именно в такой последовательности.

3. Безопасность. Безопасность исполнения техники на сцене. Основные критерии безопасности, положенные в основу подготовки и технической формы приемов. Точность, контроль, понятность.

В бою о своей безопасности каждый боец думает сам. Это основа прикладного фехтования, в этом его задача — выполнить успешную атаку, оставшись непораженным. В арт-фехе за безопасность партнера отвечает ведущий атаку. Я бы хотел особо обратить внимание на этот тезис, который является для нашей студии основополагающим в постановках. Именно атакующий отвечает за ВСЕ последствия своей атаки. Не имеет права хорошо тренированный спортсмен арт-фехтовальщик говорить "Это случайно так получилось", "я не думал, что так будет" и подобное. Просто потому, что он этому специально тренируется, а на сцене не импровизация.

Что мы получили? Действие в арт-фехе должно быть выполнено в форме, максимально приближенной к боевой, но при этом полностью контролироваться исполняющим, чтобы не допустить травмы. Причем, контроль не должен быть заметен зрителю. Эти требования, естественно, сказываются на форме исполнения приема.

Мы у себя формализовали три составляющих, на которых основана безопасность. Это точность, контроль и понятность. Рассмотрим их по порядку.

Точность. Каждая атака должна быть направлена точно в то место, как задумано в постановке. Даже если дистанция чуть не та, что на репетиции, даже если партнер другой, иного роста и телосложения, даже если мешает освещение, даже если партнер по иному или не так движется или оступился. Точность каждой атаки — залог успешной (безопасной) защиты, так как партнер знает, от какого действия ему надо защищаться. Точность подразумевает конкретную цель каждой атаки.

Формально, точность с точки зрения безопасности обозначает, что одна и та же атака всегда имеет одну и ту же цель. Имеется ввиду не цель на теле противника, а цель с точки зрения совершения работы оружием, хотя это очень тесно взаимосвязано.

Это требование безопасности очень тесно перекликается с принципом достоверности. Дело в том, что мы показываем, что именно мы хотим сделать мечом с противником. Когда я буду говорить о достоверности, я еще коснусь этого момента.

Контроль. Спортсмен на сцене, в принципе, может исполнять любой прием (подчеркну — ЛЮБОЙ, абсолютно), но только если он полностью контролирует ситуацию при его исполнении. Даже тот, который в боевом исполнении однозначно травмоопасен, либо вообще летален.

Арт-фех, в отличие от других фехтовальных дисциплин, как раз и привлекателен тем, что здесь можно показать все богатство фехтования, не оглядываясь на запрещения в правилах.

Так вот, под контролем понимается способность спортсмена погасить негативные, поражающие факторы приема без искажения визуальной достоверности исполнения. Т.е. так, что со стороны он будет восприниматься как выполненный в боевой форме, по настоящему. По сути, это способность остановить клинок в любой точке траектории в процессе выполнения удара в полную силу, либо вывести партнера в положение самостраховки на броске и прочие подобные технические тонкости. Конечно, это будет влиять на форму приемов, отдаляя их от чисто боевых.

Специальная отработка способов обеспечения безопасности в каждой базовой технике, это цель долгих тренировок. Тогда, при нештатной ситуации гарантированно не возникнет ситуация травмоопасная, более того, ее можно будет легко обыграть и продолжить выступление.

Контроль складывается как из хороших физических кондиций спортсмена (само собой, ведь ему необходимо управлять оружием и снаряжением существенного веса, либо контролировать движение своего партнера, а то и не одного), так и из особенностей исполнения приемов, особенностей формы движений. Причем, последнее играет ведущую роль.

Т.е. каждое разучиваемое действие имеет такую СПЕЦИАЛЬНУЮ форму или такую ОСОБЕННОСТЬ исполнения, которая позволит его проконтролировать в случае возникновения опасной ситуации.

Например, в принципе, в реальном бою не важно, как я выполнил рубящий удар, с заломом запястья или нет, с согнутыми локтями или прямыми. Если в результате удар совершил необходимую работу, то все замечательно. Но это в бою. В постановке я не могу допустить иных форм держания меча, кроме прямых рук перед грудью, ибо только так можно гарантированно остановить разогнанный меч с наименьшей остаточной траекторией в случае возникновения нештатной ситуации. Все остальные варианты требуют недюжинной силовой подготовки и недоступны подавляющему большинству спортсменов.

Это требование, естественно, сокращает множество возможных вариаций одного и того же атакующего действия, а значит, не все имеющие боевую эффективность приемы будут исполняться в постановке. Однако, круг доступных техник, все же, очень широк, а специальной подготовкой его можно расширить еще больше.

Понятность. Партнер должен точно и достоверно читать действия атакующего — как, куда и с какой силой он бьет, какой использует прием (цель приема). Даже финт должен исполнятся так, чтобы дать возможность отыграть реакцию как на ложное действие, так и на истинное. Это основа отыгрыша и импровизации. Но отыгрыш имеет отношение к артистизму, а умение импровизировать друг с другом — еще один краеугольный камень безопасности.

Конечно, в постановке импровизации не место. Каждое действие имеет заранее заданную цель, заранее определенную реакцию, заранее известные последствия, и все должно быть отрепетировано. Однако, умение читать действия друг друга, импровизировать в технике, просто хорошая сыгранность партнеров по постановке сильно облегчают положение при возникновении нештатных ситуаций как в репетициях, так и на сцене.

Итак, формально, понятность, это исполнение действия таким образом, что его цель читается ясно, однозначно, не допуская непонимания.

В этом плане, понятность важна в первую очередь для партнера по постановке, и уже как следствие, влияет и на зрительское восприятие.

С точки зрения понятности, как критерия безопасности, очень важно, чтобы одно и то же действие ВСЕГДА выполнялось одинаково по форме. Это задача длительных тренировок, а навык этот очень хорошо может быть продемонстрирован в "Упражнениях "Соло" и "Группа".

Второе требование арт-фехтования, как спортивной дисциплины, которое было нами формализовано, и которое накладывает свою специфику на боевые фехтовальные приемы, это требование достоверности.

2 мысли о “Доклад на конференции фестиваля «Романтика Средневековья 2011». Часть первая.”

Добавить комментарий