Мастерство фехтования в категории «Античность». Оценка, критерии.

Тезисы доклада на конференции 17 марта 2012 года в Коломне

Дрянных Сергей Михайлович

Вступление.

Артистическое фехтования — молодой и бурно развивающийся вид спорта. В силу новизны, он притягивает к себе различные коллективы, жаждущие эксперимента и творческого поиска в различных направлениях фехтования, и не находящих самовыражения в других фехтовальных дисциплинах. Для категории «Античность» особенно характерно большое разнообразие предлагаемых в выступлениях фехтовальных форм и школ, многообразие применяемого оружия.

Всё это делает процесс судейства данной категории чрезвычайно ответственным. От судей зависит, в каком направлении пойдёт работа коллективов, какой их творческий поиск будет поощрён, а какой — нет.

Несмотря на кажущуюся сложность задачи и очевидную специфику техники различных коллективов, можно найти универсальный подход к технической оценке выступлений, анализ проблемы и варианты её решения будут предоставлены в этом докладе. Результатом нашего анализа являются предложения по упорядочиванию и более чёткой классификации уже имеющихся критериев судейства для оптимизации этого процесса и облегчению разрешения спорных моментов между спортсменами и судьями. Как будет видно, одно это уже позволит значительно улучшить качество технического судейства, его понятность и объективность.

Проблема обобщённого технического критерия оценки.

Согласно правилам соревнований, мы имеем пять критериев в рамках технической оценки выступления. Это «Мастерство», «Школа», «Технические находки», «Слаженность» и «Сложность». Подход к выставлению оценок по каждому критерию различен. Наши предложения касаются в первую очередь оценки «Мастерства» выступления.

Чтобы правильно определить способы и разработать критерии оценки, необходимо решить следующие задачи:

  1. Оценивать выступления по существу артистического фехтования, т.е. как имитацию вооружённого противоборства во всей его сложности и многообразии взаимосвязей технических действий, арсенала вооружения и защитного снаряжения;
  2. Оценивать происходящее на сцене безотносительно к школе фехтования, клубным особенностям, номинации выступления;
  3. Выделить и оценивать общие черты для всех видов фехтования;
  4. Не касаться оценкой специфики каждого вида фехтования, как стилевой, так и по вооружению;

Способствовать судейством развитию арт-фехтования как самостоятельной спортивной дисциплины, не перекрывая пути заимствования элементов как из смежных дисциплин, так и из других видов спорта и неспортивных направлений (включая рукопашный бой и различные аутентичные фехтовальные школы);

Разработать общие для всех видов фехтования понятия и определения технических ошибок, закрепить их как термины, оценить стоимость каждой ошибки в баллах.

Как показывает практика, данного в правилах описания судейства критерия «Мастерство» явно не достаточно для решения перечисленных задач судейства. По факту, на соревнованиях каждый судья вынужден сам для себя искать пути решения этих задач, что на данном этапе развития нашего спорта уже не может считаться приемлемым. Для более адекватного решения проблемы в текущей ситуации необходимо разобраться, что вообще следует считать за ошибку техники в категории «Античность».

Ошибки исполнения ударов. Драматический эффект, стилизация техники.

Далее я буду строить выводы и определения исходя применительно к техникам атаки — ударам мечом. По аналогии, эти выводы можно распространить и на другие классы приёмов — защиты, манёвры и вспомогательные действия.

Для артистического фехтования говорить об ошибках исполнения удара можно лишь в контексте достоверной демонстрации этого удара. Такое понятие, как «ошибка исполнения удара» призвано дать судьям инструмент технической оценки исполнительского мастерства и уровня подготовки спортсменов. Особенное значение это приобретает в оценке номинаций «Упражнение «Соло» и «Группа»».

При этом необходимо понимать, что техника фехтования тяжелым оружием очень разнообразна, и то, что в одном коллективе будет считаться ошибкой (например, стилевое несоответствие практикуемой школе), в другом может являться базовым каноном. Поэтому, вводя понятие «ошибка исполнения удара», надо чётко отделить специфику школы от действительно неэффективных фехтовальных действий. Решить эту проблему поможет понятие удара, используемое в практическом фехтовании.

Пользуясь им, легко разделить все исполняемые на сцене атаки (не важно, какой стилевой принадлежности), на принципиально эффективные и принципиально неэффективные. Т.е. такие, которые либо вне зависимости от технических особенностей исполнения, ни при каких условиях не совершили бы работы по разрушению цели, и такие, которые в определённых условиях эту работу могли бы совершить (опять же, безотносительно технических особенностей исполнения). Проще говоря, если удар выполнен плашмя, то вне зависимости от остальных параметров удара, его ценность всё равно будет нулевой. Если же меч врежется в поражаемую поверхность заточенной кромкой, то он, возможно, совершит некоторую работу,. Вопрос о её величине может оставаться вполне дискуссионным, но сам факт её возможного наличия — бесспорен.

Видно, что говорить о «просто» ошибках неверно, необходимо вводить градацию этих ошибок, и обозначать область использования данных понятий.

Целесообразным видится разделение всех возможных ошибок на следующие категории:

  • грубые ошибки — исполнение ударов в форме, когда они в принципе не в состоянии были бы совершить работу по разрушению цели, будучи выполненные в боевой форме (например, удары плашмя). Для оценок грубых ошибок школа фехтования отдельного коллектива не принципиальна. В определении грубых ошибок присутствуют только критично значимые параметры удара, искажение которых уничтожает эффективность исполняемого действия, как удара. Эти ошибки заметны и обычному зрителю и именно их в первую очередь должен оценивать судья, снижая оценку за «Мастерство».
  • простые ошибки — ошибки, которые не позволяют включить удар в заявленный подкласс (например, сводят рубящий удар в секущий), либо значительно (но не полностью) снижают его эффективность. Понятие «простой ошибки», по большому счёту, важно в основном тренеру коллектива и предназначено для отработки и улучшения техники спортсменов. В технических оценках на соревнованиях простые ошибки учитываются только в ситуациях, когда исполняемое действие вследствие таких ошибок не смогло бы причинить демонстрируемые последствия (нарушается принцип достоверности последствий). Для простого зрителя наличие в исполнении простых ошибок может быть заметно, либо может остаться без внимания. Это зависит преимущественно от актёрского мастерства исполнителей.
  • недочёты — незначительные отступления от школьных принципов исполнения техники удара (подразумевается школа, практикуемая коллективом, т.е. некий фехтовальный стиль). Недочёты по своей основе — внутреннее дело школы и учитываются только в процессе подготовки. Судья на соревнованиях не может вменить в вину выступающему (как причину снижения технической оценки) недочёты его техники, за исключением ситуации, когда он является экспертом в демонстрируемом стиле.

Из сказанного видно, что технический судья на соревнованиях должен быть компетентным в первую очередь в определении грубых ошибок, т.е. понимать, какое исполнение ударов в принципе не могло быть эффективным. Разбираться в более тонкой градации ошибок — значит являться экспертом по используемому коллективом стилю, чего от судьи, в силу большого разнообразия техник античного фехтования, требовать на данном этапе нецелесообразно.

Остановлюсь на сказанном подробнее. Итак.

Грубые ошибки.

  1. Удар плашмя — недоворот плоскости лезвия в плоскости удара более 10о.
  2. Медленный удар — несоответствие демонстрируемой динамики удара той, что необходима была бы для его успешного исполнения на практике. Определяет некоторую пороговую величину скорости, медленнее которой удар перестаёт восприниматься таковым.
  3. Удар мимо цели — значительная неточность в выборе цели удара, удар исполняется мимо противника, либо атакующий должен значительно исказить демонстрируемую структуру движения, чтобы попасть по атакуемому (например, заметно потянуться оружием за атакуемым).
  4. Отсутствие контроля в атаке — атакующий травмировал своего напарника, либо создал травмоопасную ситуацию, которая была преодолена за счёт прерывания хода постановки.
  5. Падение оружия — оружие выпало из рук в процессе исполнения удара, либо по его завершению, и это не обусловлено сюжетом постановки.
  6. Слабость хвата — видимое неконтролируемое перемещение рукояти оружия в пределах хвата. На ударах меч выворачивает из запястья, проворачивает либо вытягивает (хват смещается к навершию) в кулаке.
  7. Отсутствие контроля пространства — при исполнении удара оружие с силой врезается в сцену, декорации, кулисы либо партнёров по постановке, не задействованных на данный момент в бою.
  8. Отсутствие контроля равновесия — при исполнении удара атакующий падает, либо неконтролируемо теряет равновесие (вынужден значительно исказить структуру движения, либо прервать его вообще, либо не делать следующего удара, чтобы восстановить равновесие).

Я перечислил восемь терминов, которые обозначают конкретные грубые ошибки и могут быть использованы в официальных ответах на претензии спортсменов. Обнаружение одной любой грубой ошибки – основание к снижению балла за «Мастерство», причём, каждая конкретная ошибка имеет свою стоимость, так как считать равноценными «отсутствие контроля в атаке» и «медленный удар» — неверно.

Систематическое проявление одной и той же грубой ошибки – основание для снижения балла за школу фехтования.

На данный момент, для выставления балла в «Мастерстве» мне видится адекватным следующий подход: по умолчанию, на начало выступления коллектив получает 2/3 от максимальной оценки (в разных номинациях разная). В процессе выступления судья отмечает наличие грубых ошибок (например, галочкой в таблице), и в итоге, суммирует полученные штрафы и отнимает их от базовой оценки. Получается, что основное судейство идёт вниз, снижением балла. Повышается балл за мастерство (выше 2/3 от максимума) только за выдающееся качество исполнения.

В качестве примера приведу те ошибки и недочёты, которые мы выделяем в своей школе в рубящей технике.

Ошибки.

  1. Удар нанесен в слабой позиции ног, рук или корпуса и это не обусловлено сюжетом постановки либо типажом атакующего.
  2. В ходе удара линия клинка не совпадает с ударной плоскостью (отсутствие стабилизации линии клинка в плоскости удара).
  3. Удар имеет значительный излом траектории, т.е поверхность, описываемая мечом в пространстве при исполнении удара не является плоскостью (отсутствие стабилизации плоскости удара).
  4. Точка концентрации энергии удара не совпадает с точкой силуэтной фиксации.
  5. Точка замаха находится на расстоянии менее чем в 90 градусов от точки концентрации энергии удара (сокращение траектории удара, сведение в секущий).
  6. Вместо фиксации удара с проносом исполняется силуэтная фиксация (внезапная остановка удара в воздухе), либо удар значительно не соответствует требованиям к фиксации удара с проносом.
  7. Удар выполнен на выпрямленных (не согнутых в коленях) ногах.
  8. В момент концентрации энергии удара руки согнуты в локтях.
  9. Хват рукояти меча не допускает применения рычага (при двуручном хвате кисти на рукояти сведены вплотную друг к другу, либо в ходе удара при удержании оружия заметен существенный излом запястья).
  10. Сила, скорость и динамика удара не очевидны.
  11. Начало переворота плоскости меча в ударе с проносом (например, при переходе на следующий удар) совпадает с точкой силуэтной фиксации (сведение удара к удару плашмя).

Как видно, большинство пунктов специфичны для нашей школы, хотя, возможно, кто-то найдёт что-либо общее с нами для себя.

Есть, правда, и внестилевые моменты. Например, пункт 12 описывает ухудшение качества удара безотносительно стиля, так как подразумевает снижение эффективности рубящего удара.

В любом случае, вменять эти ошибки в вину другому коллективу и снижать его технический балл за это — в корне неверно.

Недочёты.

  1. Удар выполнен с нарушением устойчивости позиции (отсутствует доворот колена впереди стоящей ноги в момент завершения удара, угол поворота стопы впередистоящей ноги не совпадает с её линией бедра, вертикальная ось тела совершает ощутимые колебания в момент концентрации удара, либо при его остановке, вес тела полностью переносится переднюю или заднюю ногу, задняя нога согнута в колене, либо её стопа не полностью стоит на полу).
  2. Поворот головы не совпадает с направлением концентрации энергии удара, взгляд перемещается вслед за движением оружия (отсутствует фиксация взгляда в направлении цели).
  3. При исполнении удара не сохраняется прямая осанка, голова находится в наклонном положении.
  4. В ходе удара локти прижаты к корпусу, плечи подняты вне зависимости от механики удара.
  5. При перемещении шаги имеют сходство с прыжком, постановка ног нетвердая, либо с опозданием к моменту начала удара.
  6. Выстраиваемые при исполнении ударов позиции не согласованы с силой удара по ширине (на сильный удар слишком узкая позиция).
  7. Перемещение ног между исполнением ударов судорожное, семенящее, спотыкающееся.
  8. Вариативность между положениями силуэтной фиксации ударов одного типа (остановка меча каждый раз на заметно различающемся расстоянии до поражаемой поверхности).
  9. Точка контакта клинка меча с поражаемой поверхностью не соответствует технике удара (исполнение рубящего удара кончиком клинка с сохранением остальных параметров).
  10. Удар выполняется от кисти, либо от локтя, без полноценного задействования плечевого пояса.

В конце доклада хотелось бы остановиться вот на каком моменте. Практически все вышеперечисленные ошибки являются таковыми при ненамеренном исполнении, либо низком уровне подготовки спортсмена. В случае же намеренного, специального исполнения согласно плана постановки они могут стать мощным драматическим инструментом в руках постановщика, так как исполнение ударов с теми или иными ошибками способно подчеркнуть характер персонажа, его эмоциональное либо физическое состояние, отношение к противнику.

Каждый случай подобного применения ударов с ошибками в постановке, вопреки распространённому мнению, вполне очевиден, ибо специальное исполнение удара с ошибкой очень сложно спутать с ошибками спонтанными, вызванными недостатком тренировки, нервозностью, потерей контроля или внимания. Обычно, удар с ошибкой логично следует из канвы выступления и воспринимается адекватно.

В таких ситуациях возможно даже намеренное исполнение ударов с грубыми ошибками. Конечно, не со всеми. Если же есть подозрение, что судьи могут не понять логику поединка и неверно оценить ту или иную связку, об этом надлежит специально указать в пояснительной записке судьям для данной постановки.

Систематическое намеренное исполнение техники с ошибками может быть использовано для демонстрации определённого стиля фехтования, однако необходимо очень чётко представлять, какие ошибки и как влияют на зрительское восприятие.

Например, сведение рубящих ударов в режущие может придать атакам спортсмена японскую стилистику, а использование преувеличенно широких позиций вместе с кистевыми ударами – китайскую.

В принципе, любой коллектив может выйти и обозначить специфику своей техники, и окажется, что для какого-либо иного коллектива перечисленное будет являться ошибками школы.

В то же время, называть любое систематическое исполнение ударов с некоторой ошибкой намеренной стилизацией – в корне неверно. Множество ошибок не поддаётся стилизации и остаётся именно ошибками исполнения ударов. Таковы, например, изломы ударной плоскости, удары с ослабленным хватом и неверные направления концентрации энергии ударов и т.п.

В заключение, предлагаю вести дискуссии по сказанному мною, критиковать, предлагать свои варианты, и в целом, активно работать над совершенствованием нашего вида спорта.


PS: Хочу приложить к этой статье вот этот видеоролик. Я его снимал как комментарий к прошлогоднему докладу, но здесь он значительно более уместен.

Добавить комментарий

Артистическое фехтование. Теория и практика