Анализ изменений официальных правил соревнований Федерации Арт-фехтования России

Анализ изменений в правилах проведения соревнований по артистическому фехтованию от редакции 2009 года до редакции 2014 года.

Приложение № 1 к докладу «Проблемы организации судейства нового субъективного вида спорта на примере становления артистического фехтования в России».

Правила проведения соревнований по артистическому фехтованию. Редакция 2009 года.
Правила проведения соревнований по артистическому фехтованию. Редакция 2011 года.
Правила проведения соревнований по артистическому фехтованию. Редакция 2014 года.

1.1       Изменения в правилах в редакции 2011 года.

В определение «Артистического фехтования» вводится пояснение, что такое «Ведение условного постановочного поединка».

Раскрыто понятие «специфика артистического фехтования».

Конкретизированы понятия «оружия», применяемого в выступлении. Раскрыты типы оружия и их специфика.

Введены требования к сценическому костюму

В техническом аспекте оценки критерий «технические находки» заменён на «безопасность» и дано её определение.

Разделение баллов за артистический аспект «Упражнения Соло» изменилось с 7+5 на 6+6 («Выразительность» + «Композиция» соответственно).

Там же введено понятие «Общее впечатление».

Раскрыто и описано понятие «Хронометраж выступления», определено, как он измеряется в различных дисциплинах.

Введён штраф за отсутствие финального салюта.

Немного перефразирована фраза про оценку элементов «игры клинка», которые в правилах названы «жонглированием» (такое название дано изначально и не меняется во всех редакциях правил, правда, оно так и не оформлено в виде термина) – сделано небольшое уточнение, что это и указано, что эти элементы не оцениваются.

Существенно уточнена роль статистов.

Для «Упражнения Группа» изменена оценка за «Сложность» (было 0-5, стало 0-4) и «Репертуар» (было 0-3, стало 0-4).

Везде добавилась явная ссылка на безопасность исполнения номера. Т.е сделано явное уточнение, что безопасность исполнения оценивается наравне с остальными компонентами, и её несоблюдение штрафуется.

Для оценки дуэтов введено разделение оценки за «Школу» (интервал 0-3 в номинации «Античность» и интервал 0-4 в остальных номинациях) и «Мастерство» (интервал 0-4 в номинации «Античность» и интервал 0-3 в остальных номинациях).

Там же убрана оценка 0-1 за «Технические находки» и этот балл добавлен к «Слаженности» (интервал 0-3 вместо 0-2).

Изменено распределение баллов для артистических компонентов «Выразительность» (стало 0-3) и «Композиция» (стало 0-4), балл был перекинут из первой во вторую.

Изменено минимальное время фехтования для групповых боёв вниз (с 3:45 до 3:30).

Для групповых боёв разделили оценку «Школы» (интервал 0-4 в номинации «Античность», интервал 0-3 в остальных номинациях) и «Мастерства» (интервал 0-4 в номинации «Античность», интервал 0-3 в остальных номинациях).

Там же явно оговорена оценка «Безопасности».

Там же в оценке артистизма перенесли один балл из «Выразительности» (стало 0-3) в «Композицию» (стало 0-4).

Немного конкретизированы требования к оружию и введены требования к контактной демонстрации ударов (требование гашения инерции).

1.2       Изменения в правилах в редакции 2014 года.

Общее уточнение формулировок.

Введение обязательного знания спортсменами спортивного фехтования на рапирах и саблях.

Добавлена ссылка на коды дисциплин в ЕСВК и во всём тексте названия дисциплин скорректированы в соответствии с ЕСВК.

Введено уточнение о премировании при использовании оружия, приближенного по параметрам к историческому.

Появились понятия «инерционное» и «неинерционное» оружие. Они не определены, однако фигурируют в некоторых пунктах, т.е. определяются из контекста.

Через приведение негативных примеров конкретизировано понятие «противодействия оружием» и, как следствие, основного содержания выступлений. Т.е. явно указано, что противодействие оружию чем-либо ещё, кроме оружия, фехтованием не является. Впрочем, оговорено, что несоответствие выступления этому требованию, это всего лишь «повод» для снижения оценки, а не обязательное требование. Тем не менее, это одно из ключевых изменений в правилах, которое очень серьёзно конкретизирует область используемой техники и содержание номеров.

Скорректировано определение длиннодревкового оружия. Длина древка должна быть не меньше 1,3 метра (было не меньше 1,7 метра).

Явно прописана обязательная дисквалификация при нарушении требований к оружию.

Введён пункт по обязательному исполнению требований комиссии по контролю оружия.

Конкретизировано требование к костюмам. Описано, что значит «стилизация костюма» под соответствующую эпоху, прописана возможность штрафа за нарушения стилизации.

Отдельно введены и прописаны требования к защитному снаряжению. Оно приравнено по значимости к костюму, требования сходные. Прописаны возможные штрафы и бонусы по нему.

Зачем-то специально явно оговорено, что команды могут включать женщин и мужчин. Ведь эта вещь неявно следует из общей социальной практики российского общества.

Введён кодекс участника соревнований (кодекс спортсмена), по сути некие правила поведения, настоятельно рекомендованные для исполнения.

Для участия несовершеннолетних добавлена необходимость наличия ходатайства клуба с обоснованием в дополнение к остальным документам.

Добавлен запрет на изменение названия постановки после окончания регистрации.

Снято верхнее ограничение на количество судей в судейских бригадах (было до пяти человек).

Введено понятие «судья при участниках» и его обязанности.

Уточнено правило подачи протеста. Теперь его можно подать только по поводу начисленных баллов и штрафов. Раньше это не оговаривалось вообще.

Уточнено правило расходования залога в случае неудовлетворения протеста. Т.е. явно указано, на что будут потрачены деньги залога в этом случае.

Расширены возможности рассмотрения протеста. Теперь это может быть специальная комиссия, а не только лично главный судья.

Явным образом оговорен срок согласования порядка выступлений для команд (2 дня).

Увеличено время репетиций для «Упражнения Соло» с 3х до 4х минут, и «Упражнения Группа» с 4х до 5и минут.

Увеличено до двух минут время ожидания выхода на сцену выступающих после объявления номера.

С одной до двух минут увеличено время для судей на выставление оценки.

Уменьшен шаг оценки для судей с 0,25 до 0,05 балла.

Фехтовальная «школа» в технической оценке названа теперь «Базовыми навыками фехтования».

В описании оценки «Артистизм» убрано упоминание о разделении баллов. Указан только общий максимальный балл – 12. Соответственно, не указано деление по баллам за «Выразительность» и «Композицию».

Уточнено понятие начала фехтовальной практики для «Упражнения Соло» и «Упражнение Группа» при принятии боевой стойки – оно должно быть обязательно с демонстрацией атакующего или защитного действия оружием.

Уточнён пункт о том, что принятие боевой стойки и манипуляции оружием в ней без противодействия оным не считаются началом фехтовальной практики.

Явным образом прописано и уточнено, что содержанием выступления является именно противодействие оружием и только. Щит явным образом отнесён к защитному снаряжению, равно как и разнообразные кинжалы – к иному оружию. Явно указано, что применение этого снаряжения в фехтовании допустимо, но не должно преобладать.

Уточнен размер штрафа за отсутствие салюта.

Явно прописан штраф за многократную потерю оружия – 2 балла.

Уточнён штраф за нарушение целостности костюма. Теперь это интервал 0,25-1 балл. Было просто 1 балл.

Явно перечислены случаи дисквалификации выступления.

Для «Упражнение Соло» явно прописано преимущество в оценке для исторических персонажей, чей внешний вид наиболее достоверен. Подразумевается, что если в данной номинации есть несколько выступлений с заявленной историчностью, то преимущество в оценке будет получать тот номер, который наиболее достоверен по костюму и оружию.

Там же уточнено, что «игра клинка» не идёт в зачёт фехтовальной практики.

Там же усилена и расширена роль статистов в постановке. Раньше они должны были быть «неподвижной мебелью», теперь им разрешили передвигаться по сцене, говорить, носить и подавать снаряжение.

Для «Упражнения Группа» также добавлено явное указание на преимущество в оценке исторических персонажей с наиболее достоверным внешним видом.

Там же явно указано, что «игра клинка» не идёт в зачёт фехтовальной практики. Также указано, что допустим контакт оружием в статических положениях, например, геометрических фигурах из выступающих.

Там же уточнен и раскрыт способ фиксации времени фехтовальной практики для отдельных исполнителей группы и допустимые интервалы простоя отдельных исполнителей.

Там же теперь явно указаны причины, по которым исполнитель может быть отнесён к статистам, а следовательно, исключён из состава номера.

Отдельно явно указано преимущество в оценке перестроений, являющихся хореографическим решением идеи номера, а не простой сменой положения выступающих, потому что «так надо».

Там же уточнены обязательные компоненты выступления – явно указано обязательное наличие трёх разновидностей атак, перемены позиций с перемещением.

Для номинаций «Дуэт» явным образом прописано, кто является исполнителем номера, а также явно и подробно прописана роль статистов в номере, их возможности.

Явно прописано пожелание по содержанию сюжетов для номинации «Свободный стиль» — сказочные, фантазийные. Подразумевается, что если выступление соответствует некоей эпохе и не содержит явно фантастических компонент, то приоритет при выборе дисциплины должен отдаваться «Античности» или «от XVI века» соответственно.

Для боевых групповых дисциплин прописано максимальное количество участников – 10 человек.

Там же явно прописано правило учёта фехтовальной практики отдельными исполнителями и правило отнесения их к статистам или исполнителям.

Так же как и для дуэтов прописаны явные пожелания по содержанию сюжетов

Добавлен параграф «Термины и определения». Даны определения следующим терминам:

  • арбитр;
  • бытовой имитатор оружия;
  • ГСК;
  • импровизация;
  • исполнитель;
  • обязательный компонент;
  • постановка;
  • снаряжение;
  • статист;
  • тренер;
  • участник.

Особо стоит отметить определение «Тренера», которое содержит требование по наличию специального профессионального или высшего образования.

Добавить комментарий

Артистическое фехтование. Теория и практика