Акробатика в артистическом фехтовании.

Ахил, сальтоДоклад на конференции в Коломне 17 марта 2012 года

Пожалуй, мало найдётся в артистическом фехтовании проблем, вызывающих столь неоднозначную реакцию, как проблема акробатики. С одной стороны, акробатика очень развитый вид спорта, откуда можно заимствовать множество зрелищных элементов, однозначно вызывающих отклик восторга у зрителей. С другой стороны, очень спорный вопрос необходимости таких заимствований именно для фехтования.

И верно, уже сам по себе факт зрелищности, кажется, оправдывает любые акробатические заимствования, которые в состоянии показать на сцене спортсмен. К месту выполненный захватывающий прыжок способен поднять зрительский интерес даже ко, в целом, скучному номеру, а возможно, и спасти постановку. Кроме того, есть стили, в которых применение акробатики просто необходимо в силу специфики образа. Это саберфайтинг, выступления которого постепенно занимают своё место в категории «Свободный стиль».

Однако, именно возможность выполнить акробатический трюк «к месту» в фехтовальном поединке и вызывает сомнение у достаточно большого числа спортсменов и тренеров арт-фехтования. Многие совсем не видят этого места среди фехтовальных приёмов, другие считают, что область применения акробатики крайне ограничена, а набор ситуаций сугубо специфичен.

Попробуем детальнее разобраться в этой ситуации.

При тщательном анализе оказывается, что сторонники ограниченного применения акробатики, либо полного её запрета зачастую скрывают за безапелляционными утверждениями следующие моменты:

  • лично они не могут придумать в бою ни одну ситуацию, где бы можно было применить акробатический элемент. Однако при этом, в подавляющем большинстве случаев, подразумевается исключительно единоборство на равном оружии;
  • лично они не готовы по разным причинам осваивать новую для себя сферу деятельности, поэтому эксперименты других коллективов воспринимаются как отступление от содержания соревнований, и даже некое давление на судей, заставляющее их выше оценивать сложные акробатические элементы в ущерб сложным фехтовальным фразам.

Удивительно, но сторонники акробатики, в принципе, приводят все те же аргументы, только без негативной частицы «не»:

  • они хотят и готовы вставлять в выступления связки с акробатическими элементами, и, зачастую, это вполне логически обоснованные связки;
  • они с энтузиазмом осваивают новую для себя область – акробатику, и естественно, желают использовать этот опыт в постановках.

Наш коллектив занимается исследованиями применения акробатики в фехтовании уже на протяжении многих лет. Мы успели побыть как её противниками, так и сторонниками. И сейчас представляем вам взвешенный анализ возможности и необходимости использования акробатики в фехтовальных постановках, и упражнениях «Группа» и «Соло»».

Применение акробатики и акробатической подготовки в артистическом фехтовании можно грубо разделить на две области – трюковая работа (падения и сценическая эксцентрика, отыгрыши поражений, групповые гимнастические и акробатические трюки и подобное) и объединение фехтовальных приёмов с акробатическими элементами. Разберём подробнее каждую область.

Трюковая работа.

Необходимость серьёзной трюковой подготовки не будет отрицать ни один коллектив, попробовавший поставить хоть один показательный бой. Умение красиво упасть, не повредив при этом себя, зрелищно отыграть поражение либо хороший бросок, выполнить поддержку или групповую фигуру – всё это является, по сути, базой для построения любого зрелищного выступления. Вообще, добавление любого вертикального манёвра, отличного от обычного прыжка, значительно повышает интерес к выступлению у зрителей.

По нашему опыту, для понимания основ трюковой работы на сцене, спортсмен должен обладать следующими базовыми навыками:

  1. умение падать вперёд на грудь, назад на спину, вперёд и назад на бок,
  2. то же с вращением вокруг вертикальной и горизонтальной осей,
  3. выполнение самостраховки при падениях,
  4. умение поддерживать и направлять в падении партнёра,
  5. выполнять через партнёра опорные и безопорные прыжки и перекаты,
  6. работать с обстановкой (запрыгивать, спрыгивать, перепрыгивать и перекатываться через различные предметы, балансировать на них).

Все эти навыки в своей основе содержат умение исполнять следующие базовые акробатические элементы:

  1. кувырки и перекаты,
  2. перевороты вперёд и назад,
  3. колесо,
  4. сальто вперёд и назад в группировке.

Эти элементы дают навык ориентации при движении в пространстве с вращением и в опорном или безопорном положении вниз головой. Т.е. спортсмен учится чувствовать, куда и как он движется при прыжке назад или вперёд с вращением, чувствовать необходимое усилие и амплитуду движения.

Эти навыки в последствии можно использовать для подавляющего большинства трюковых ситуаций. В продвинутом варианте к этим навыкам добавляется ещё вращение вокруг вертикальной оси. В результате, на сцене будет очень сложно придумать трюк, который спортсмен не смог бы исполнить.

Элементы самостраховки – это различные кувырки, перекаты и опорные падения. Многие даже не воспринимают их как специальные акробатические элементы, хотя они таковыми являются.

Этих же навыков, в принципе, достаточно, чтобы приступить к исследованиям в следующей области применения акробатики – объединению акробатических элементов и фехтовальных приёмов.

Комбинации фехтовальных приёмов с акробатическими перемещениями.

Именно по этому вопросу ломаются основные копья в споре приверженцев и противников акробатики. Возможны ли в бою акробатические прыжки, если да, то какие и зачем, если нет, по почему?

Проблема здесь возникает в том, что существует целое спортивное направление, которое только тем и занимается, что совершенствует акробатику в различных её проявлениях. Это и спортивная гимнастика, и акробатика на дорожке и батуте, и отдельные элементы художественной гимнастики. При этом, сложность и чистота элемента там – самоцель. Поэтому ответа на вопрос, зачем надо уметь исполнять эти движения, для чего это применимо, в этих видах спорта найти нельзя. А вот нам, в артистическом фехтовании, дать этот ответ очень важно, так как наша дисциплина более прикладная. Каждый приём и движение должно логично решать задачу получения превосходства над противником, а точнее – зрелищную его демонстрацию.

К сожалению, на данный момент, ни один вид спорта не даст нам полного и всеобъемлющего ответа на поставленный вопрос – где и как может быть применима акробатика в поединке. Существуют только отдельные, частные ответы для конкретных ситуаций, распространить которые на всё фехтование, увы, невозможно.

Наши исследования привели нас к выводу о том, что в чистом виде, так, как это практикуют гимнасты, акробатика в артистическом фехтовании практически не применима в силу того, что она не сочетается с подавляющим большинством фехтовальных приёмов. Это значит, что техника исполнения акробатических элементов рассчитана на исполнение их самих в наилучшем виде и не предусматривает как наличия вооружения в руках спортсмена, так и возможные сопутствующие действия этим оружием во время элемента.

Т.е. получается, что спортсмен должен либо фехтовать, либо прыгать, но не всё это одновременно.

Однако, это не значит, что можно со спокойной душой забыть об акробатике и заниматься чистым фехтованием. Просто техника акробатики в фехтовании будет иметь ярко выраженную специфику, учитывающую как наличие вооружения (и защитного снаряжения), так и вспомогательный характер самого элемента.

Грубо говоря, роль акробатики – добавить в фехтование манёвр по вертикали. Этот манёвр должен стать если не равноценным с горизонтальными манёврами, то всё же более разнообразным, чем простые прыжки над мечом.

Технику такой акробатики на данный момент ни один вид спорта подсказать не сможет. Даже опыт китайского ушу здесь практически бессилен из-за специфики оружия и техники работы с ним.

Поэтому искать эту технику придётся нам с вами путём проб и ошибок. А чтобы путь был более коротким, а поиск – эффективным, необходимо использовать наработки в области цирковой и спортивной акробатики и получить базовые акробатические навыки, т.е. расширить свой двигательный кругозор и включить в него возможность таких движений в принципе.

В принципе, из сказанного видно, что и область трюковой работы и область поиска комбинаций акробатических и фехтовальных приёмов пересекаются на уровне базовых навыков, перечисленных выше.

Сегодня наш коллектив находится на самой первой стадии этой работы: в поиске отдельных элементов и связок, в которых логично применение акробатики в комбинации с фехтованием. Чтобы ускорить этот процесс, мы приглашаем вас всех присоединиться к нашему поиску и публиковать результаты на просторах Сети.

8 мыслей о “Акробатика в артистическом фехтовании.”

    1. Мы идём к этому. Просто, как сказано в докладе — акробатика с оружием требует иной техники, нежели спортивная акробатика. И эту технику надо найти. Мы ищем, пробуем, что-то подходит, что-то нет. Просто, сама постановка акробатических движений — процесс долгий, так что и результат мгновенно не получишь.

  1. Серег, ну ты понимаешь, что аргументация в стиле: нам хочется, чтобы оно было (хочется вставлять акробатику в номера, нам нравится трюковать) она по сути не серьезна. Ты не привел достаточно серьезных аргументов, зачем акробатика в арт. фехе, кроме зрелищности. Зрелищности она действительно добавляет. Но… Жонгляж клинком тоже добавляет зрелищности, повышая смотрибельности соло зачастую напорядок, однако жонгляж в соло так ограничен правилами, что его уже практически никто не вставляет ибо репетировать и тренировать муторно и сложно, а каких-то особых плюсов по балам не дает. Хотя есть много народу которым нравится делать жонгляж, они хотят и умеют его делать и были бы рады увеличить его составляющую в соло, (по крайне мере добавилось бы команд которые на сольники бы выходили) но… нельзя. (Твои аргументы Против и За акробатику выглядят точно так же как и аргументы За и Против жонгляжа — типо те кто против жонгляжа — против потому что не умеют и не хотят жонглировать клинком, а те кто за: умеют и хотят)
    Просто на мой взгляд аргументом против является то, что если дать акробатике карт бланш, арт фех быстро выродится во что-то вроде трикинга, где зрелищность имеет приоритет перед функциональностью и в результате арт фехе станет недо Экстрим Мартиал Артс. Оно кому-то надо? Трикинг оно конечно круто, и в кино в почете, но зачем туда еще и оружие добавлять? :))
    Поэтому для продвижения акробатики нужно иметь гораздо более серьезную аргументацию: зачем она арт феху, и зачем ее стоит каким-то образом оценивать и давать за нее дополнительные балы, на ряду или приоритетно сложных фехтовальных действий. Сейчас достоинства включения акробатики в номера далеко не очевидны. В тяжелом арт фехе и без нее ситуация далеко неоднозначная.
    Ну и как бы вывод. Вы поняли зачем акробатика в работе с клинком вам. Теперь постарайтесь убедить других, что она им тоже нужна, и они должны уделять ей время и силы. А для этого нужна более серьезная аргументация. Иначе Ваша позиция выглядит следующим образом: хотим плюшек за то что мы умеем, а кто-то не умеет. :)

  2. Спасибо за комментарий! С позицией согласен целиком и полностью. Наша беда в том, что только у одного человека эти вещи отработаны достаточно, чтобы свободно и оправданно вставлять их в бои. Так что, аргументы более серьёзные, несомненно, будут, но несколько позже.

    А по игре клинка — как раз опубликовал статью и видео, где попытался обосновать и определить место подобных элементов в фехтовании. Зачем они нужны, для чего показывать, как и когда.

Добавить комментарий

Артистическое фехтование. Теория и практика